Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Куда вы дели наши деньги? И еще семь вопросов министру о мусорной реформе

30 января 2019, 16:49
Куда вы дели наши деньги? И еще семь вопросов министру о мусорной реформе
Фото: архив 66.RU
Уже целый месяц уральцы платят за вывоз мусора во много раз больше, чем раньше, но заметных изменений нет. Есть только ошибки в квитанциях и смутные планы по спасению экологии. Министр ЖКХ Николай Смирнов попытался ответить на острые вопросы.

Прошел уже месяц после старта в России мусорной реформы. Почти все жители Свердловской области получили первые квитанции за вывоз бытовых отходов, многие удивились большим суммам в них и ошибкам в расчетах.

Кроме того, представители регоператора и ответственные чиновники до сих пор не могут назвать конкретные сроки строительства в окрестностях Екатеринбурга мусоросортировочных заводов, которые призваны спасти город от экологической катастрофы. Вместе с тем они высказывают предположения, что в ближайшем будущем тариф может стать еще выше.

На фоне недовольства ходом реформы со стороны подавляющего числа жителей региона и готовящихся акций протеста министр ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов собрал большую пресс-конференцию, чтобы ответить на самые частые вопросы граждан. Публикуем их и его ответы.

Куда идут деньги, которые мы платим за вывоз мусора?

С января в квитанциях появилась отдельная строка за вывоз мусора, это заметили все. Но немногие заметили, что в то же время и убавилась строка из тарифа за содержание и ремонт жилья. Мы понимаем, что суммарный платеж несколько увеличился. Но сумма, которая была раньше, не окупала затраты на предоставление этой услуги. При этом суммарный платеж за услуги ЖКХ, по нашим подсчетам, вырос на 5–7%.

Куда вы дели наши деньги? И еще семь вопросов министру о мусорной реформе
Фото: архив 66.RU

Кроме того, в Свердловской области, если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает 32% дохода семьи, разница компенсируется из регионального бюджета.

В тариф на вывоз мусора входят

  • услуги оператора по вывозу и захоронению;
  • услуги абонентов, которые формируют и доставляют квитанции;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • НДС;
  • инвестиционная составляющая;
  • прибыль (может быть не более 5%).

Федеральное правительство прорабатывает вопрос об отмене уплаты регоператорами НДС. В случае реализации тариф снизится на 20%.

Почему тариф у нас выше, чем в соседних регионах?

Для Свердловской области эта величина большая из-за площади. Транспортное плечо у нас больше, чем во многих других регионах.

У нас не самый высокий тариф. Многое зависит от плотности населения. Есть территории, где все население сосредоточено компактно, в одном центре. Но, например, на востоке области — только Екатеринбург и Каменск-Уральский, остальное — деревни. Соответственно, стоимость доставки мусора на полигоны выше.

При формировании тарифа объективно учтены все затраты на предоставление услуги.

Правда, что тариф могут еще повысить?

Установить экономически обоснованный тариф региональные операторы могут только в первый год с начала оказания услуги. После этого рост будет укладываться в предельный индекс роста платежей граждан. Регоператор, который сейчас установил низкий тариф, не сможет его поднять больше чем на 4–6% в год. Если понадобится повысить тариф больше, эта сумма будет компенсироваться из бюджета области.

У регоператора по Восточной зоне (куда входит Екатеринбург) — «Спецавтобазы» — в дальнейшем будет возможность включить в свой тариф инвестиционный сбор. Это произойдет за счет исключения кратковременных расходов, например на установку контейнеров. Еще один источник — продажа полезных фракций из отходов.

Почему за детей и за взрослых надо платить одинаково?

Сейчас главная задача — рассказать о тех мерах соцзащиты, которые есть. К примеру, семьи с пятью детьми жалуются, что вынуждены платить за каждого человека, хотя раньше платили за площадь квартиры. Но не все здесь вспоминают, что многодетные семьи имеют скидку на услуги 30%. К тому же многие знают, что дети производят гораздо больше мусора, чем, например, пенсионеры.

Возникли ситуации, когда в квартире прописано 6 человек, а квитанции начисляют за 9. Почему так происходит?

Данные по количеству проживающих Единый Расчетный Центр (ЕРЦ) берет из других квитанций, выставленных за коммунальные услуги. Если есть фактические расхождения, приносятся подтверждающие документы. Госжилинспекция (ГЖИ) это отслеживает.

Если произошла ошибка, нужно обратиться в ЕРЦ или к регоператору. Если не отреагируют, то в ГЖИ, приложив документы. Сейчас управляющие компании не несут ответственности за это.

Когда в Екатеринбурге все-таки начнут строить мусоросортировочные заводы?

На прошлой неделе прошли переговоры с двумя потенциальными концессионерами на строительство двух мусоросортировочных заводов вблизи Екатеринбурга. Сейчас они готовят документацию, договоры еще не подписаны. Вероятно, строительство начнется в 2020 году и продлится три года. Таким образом, заводы могут заработать уже через четыре года. Сейчас мы подыскиваем земельные участки.

Вокруг каждого мусоросортировочного комплекса будет создан экотехнопарк, где наладят производство полезных фракций.

Сейчас на «Северном» полигоне как была частичная ручная сортировка, так и остается.

Что с раздельным сбором мусора?

Раздельный сбор мусора можно будет вводить, когда вырастет наше сознание. Тогда же можно будет перейти на расчет тарифов не по нормативам, а по факту. Но далеко не все это приветствуют. Мне жители одного двора жаловались, что жильцы соседних дворов по пути на остановку выбрасывают мусор в их контейнеры, а свои не заполняют.

Как власть относится к готовящимся митингам против мусорной реформы?

Эти митинги готовятся и в населенных пунктах, где тариф составляет условные 50 рублей, и в тех, где 150. Отсюда можно сделать вывод, что дело не в тарифе. Отдельные политические силы пытаются заработать на этом очки.

Подводить какие-то итоги мусорной реформы спустя месяц рано. Через 100 дней соберемся с регоператорами и подведем. В целом я доволен, как идет вывоз мусора, в первую очередь из сельских территорий.