Учителя истории, рассказывая школьникам о периоде сталинских репрессий, должны будут теперь показывать, что "Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально - как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война", пишет газета "Время новостей".
На прошедшем сборе учителей истории в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, где и была представлена новая концепция, учителям было велено отнестись к предлагаемой концепции очень серьезно.
Как предупреждают авторы, "основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти".
Продолжая тему рационального "большого террора", по мнению авторов концепции, он прекратился сразу, как только Сталину стало ясно, что монолитная модель общества создана. И это произошло к лету 1938 года. После этого, оказывается, начинается другой народно-хозяйственный проект под руководством не менее "эффективного управленца" Лаврентия Берия. "Террор был поставлен на службу задачам индустриального развития: по разнарядкам НКВД обеспечивались плановые аресты инженеров и специалистов, необходимых для решения оборонных и иных задач на Дальнем Востоке, в Сибири. Террор превращался в прагматичный инструмент решения народно-хозяйственных задач", - цитирует газета новую концепцию преподавания истории в школах.
Пытаясь "свести баланс" (так как масштабы репрессий не укладываются ни в какую нормальную логику "рационального управления") авторы новой концепции предписывают учителям пересчитать цифры: "Думается, было бы правильно, если бы здесь появилась формула, в которую будут включены лишь осужденные к смертной казни и расстрелянные лица".
Таким образом, как полагают авторы, учитель истории уйдет от спекуляций, "когда в число жертв репрессий приплюсовывались все, причем не по одному разу (включая тех, кто лишился работы по политическим мотивам, был исключен из комсомола и из партии и т.п.)".
Таким образом, всех людей, умерших в лагерях или во время депортаций, теперь велено не считать жертвами репрессий.
Как отмечает газета, здесь авторы концепции идут на прямое нарушение закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", подписанный президентом РФ 18 октября 1991 года №1761-1, в первой же статье которого четко указано, что субъектами репрессии признаются и политзэки, и принудительно помещенные в психбольницы, и лишенные гражданства, и спецпоселенцы, и депортированные.
Кстати, базовый тезис концепции, также заявленный авторами, о непризнании факта тоталитаризма в СССР, входит в прямое противоречие с тем же законом, в котором сказано: "За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства".
Напомним, что в прошлом году учебник "История России 1945-2007" Александра Филиппова (с группой соавторов) подвергся серьезной критике, особенно за попытку приуменьшить масштабы сталинских репрессий и своеобразную трактовку личности самого Сталина, который был назван "эффективным менеджером". Спустя год он стал "рациональным управленцем", а массовый террор - рациональным инструментом развития страны.
другие слова на ум не приходят
История должна освящать прошлое, а не делать выводы о нем и его представителях
Хотят показать Сталина управленцем, пусть пишут учебник по менеджменту
а вообще - привыкайте. чем крепче государство стоит на ногах, тем пристальней оно смотрит за тем что и как преподают на уроках истории в школе.
Это ужасно если детям говорят 0 что репрессия - это всего лишь инструмент. какой-нибудь долбодур во дворе убьет пацана помладше - и скажет - я его репрессировал чтобы получить управление его машинкой...это неправильно когда детям говорят об инструментах...а не о человеческих жизнях.