Пункт о восстановлении трех прудов на территории города есть в Стратегическом плане развития Екатеринбурга до 2030 года. Согласно документу, «чтобы существующие водные объекты превратились в качественные точки развития городской среды, отдельные водоемы Екатеринбурга будут превращены в многофункциональные водные ландшафты с обеспечением удобного доступа к ним населения».
Речь идет о трех водоемах: озере Шарташ и двух прудах — ВИЗовском и Парковом. И если первые два объекта хотя бы существуют, то третьего не только нет, но о нем еще никто из властей не знает.
Как рассказали 66.RU в комитете по экологии администрации Екатеринбурга, для восстановления водоема нужны научно-исследовательские работы, чтобы выяснить влияние водохранилища на капитальное строительство поблизости. А застройка там ведется. Да и финансирование работ в городском бюджете до 2020 года не предусмотрено.
При этом на вопрос, почему пруд вообще осушили, в городском комитете по экологии ответить не смогли. Затруднились прояснить ситуацию и в министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, отметив при этом, что информации о возможном восстановлении пруда у них тоже нет.
![]() Фото: © 66.RU |
---|
Слева — карта от 1959 года. Справа — наше время |
В ЦПКиО им. Маяковского тоже про пруд ничего не знают, хотя если его восстановят, то, скорее всего, это будет их подведомственный водоем. Руководство парка в разговорах с журналистами вообще заостряет внимание, что это «никакой не пруд, а всего лишь изгиб Исети».
Историки с сотрудниками директора парка не согласны. Как рассказал 66.RU руководитель научно-исследовательского центра Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков, пруд возник в 1762 году (но на карте он появился только в 1804-м), а ближе к 70-м годам 18 века предприниматель Федор Бармин построил вблизи него хлебную и пильную мельницы.
Евгений Бурденков, сотрудник Музея истории Екатеринбурга:
— Это один из старейших прудов города. Где-то с конца 18 века он действовал при плотине на различных производствах, которых сменилось огромное количество.
Мельницы Бармина выкупили другие предприниматели — Хлепятины — и уже в 1774 году поставили рядом с ними бумажную и шляпную фабрики. Почти два века на пруду чередовались фабрики, заводы, лесозаготовки (последним стал Пивзавод), а водоем каждый раз менял название по фамилиям предпринимателей: Полковский, Ушковский, Злоказовский.
Все изменилось в 1930-е годы, когда рядом с прудом разбили Свердловский центральный парк культуры и отдыха.
Евгений Бурденков:
— Последнее название пруда — Пивзаводовский, в честь предприятия, которое работало рядом. Однако после появления парка, с начала 30-х годов, пруд постепенно стали называть Парковым. Потом через него перекинули деревянный — тоже названный Парковым — мост.
Пруд превратили в самостоятельное место рекреации, построили лодочную станцию. И хотя лодочки считались «буржуйским» развлечением, популярностью они пользовались большой.
Эксперты считают, что переломный момент случился в 70-х. Тогда пруд еще «жил», но с каждым годом становился все более запущенным. В 90-х, по словам Бурденкова, администрация парка осушила водоем, так как он заболотился и пришел в полную негодность.
Директор «Водоканалпроекта» Владимир Кучумов в одном из своих интервью рассказывал, что при очистке городского пруда несколько лет назад около 200 000 кубометров грунта были переброшены в Парковый пруд по трубе – складировать отходы было некуда, поэтому их просто переложили из одного места в другое.
Евгений Бурденков
— Мне кажется, о восстановлении пруда стоит разговаривать не с городскими властями, а с застройщиками, которые сейчас там (в районе ЦПКиО, — прим.ред.) работают. Но работают они давно, а о пруде — молчат.
Градостроительный совет Екатеринбурга еще год назад одобрил концепцию благоустройства набережной Исети, в том числе и у ЦПКиО. Автор проекта Дмитрий Реутт в презентации говорил, что эскизы созданы с учетом возможного восстановления Паркового пруда, но последнее слово остается за городом.
Согласно опросу горожан, который проводил телеканал «41-Домашний» в эфире программы «Открытая студия. Екатеринбург», 98% аудитории выступили за восстановление Паркового пруда и благоустройство его берега. Однако городские власти, видимо, решили иначе, так как благоустройство набережной Исети идет, а о пруде никто ничего не знает.
Текст: Анастасия Гущина