В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) открыли зал, посвященный святой Екатерине. Сейчас в зале выставлена временная экспозиция «Святая Великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний» — несколько десятков работ русского искусства XVII — начала XX века.
Фото: 66.ru |
---|
Как рассказала искусствовед Екатерина Журбина, экспозицию собирали по всей стране. Изначально казалось, что образ великомученицы популярен и собрать коллекцию не составит труда, но при работе выяснилось, что ценных икон с образом Екатерины сохранилось не так уж и много. В итоге в выставленную экспозицию вошли экспонаты из шести музеев России. Также в нее попали произведения из частных собраний и коллекций.
Екатерина Журбина, искусствовед:
— Пик почитания святой Екатерины был в XVII-XVIII столетиях вместе с распространением имени среди правящей династии и аристократии. В XVIII веке две императрицы, именины которых праздновались с особым размахом, носили имя Екатерины. В честь своей супруги императрицы Екатерины Петр I назвал город Екатеринбургом и учредил орден Святой Великомученицы Екатерины для дам как знак отличия верного и жертвенного супружества.
Фото: 66.ru |
---|
По словам эксперта, в XIX — начале ХХ века в русской иконописи начинает преобладать академический стиль. Его образцом служит икона «Святая Великомученица Екатерина» (начало XX века) — список с образа святой Екатерины кисти русского живописца В. Л. Боровиковского. Эта икона была заказана в честь юбилея города для Екатерининского собора, разрушенного в 1930 году.
Фото: 66.ru |
---|
Специально для этой выставки из запасников достали икону святой великомученицы Екатерины, которая до 1930 года находилась в главном Екатерининском соборе, и икону из Ново-Тихвинского монастыря.
Фото: 66.ru |
---|
Эта экспозиция, которая пробудет в ЕММИ три месяца, — первая в целой программе выставок, посвященных Екатерине Александрийской и проходящих в рамках подготовки празднования 300-летия Екатеринбурга. Этот проект реализован при участии Фонда святой Екатерины.
Александр Андреев, директор Фонда святой Екатерины:
— Возможность подарить городу зал, посвященный святой Екатерине, — не только дань истории. Это момент почитания святой, которая защищает наш город и его жителей.
Зал, посвященный великомученице, — один из двух, открытых после реконструкции благодаря фонду. Второй посвящен Невьянской иконе. Как рассказал 66.RU директор ЕММИ Николай Корытин, экспозиция Невьянской иконы в музее уже была, но в 2010 году ее были вынуждены закрыть — не было возможности и финансовых средств для поддержания ни температурного режима, ни режима влажности, которые нужны для икон.
Фото: 66.ru |
---|
Как рассказала замдиректора ЕММИ по выставкам и развитию Юлия Сирина, экспозиция за минувшие 8 лет очень сильно изменилась — в нее добавилось много новых икон письма Богатыревых — знаменитой семьи иконописцев, работавших в Невьянске в XVIII–XIX вв. Самые ценные из них — фрагменты иконостаса, который находился в усадьбе Харитоновых–Расторгуевых.
Юлия Сирина, замдиректора ЕММИ по выставкам и развитию:
— Не секрет, что Лев Расторгуев был старообрядцем, поэтому домовая церковь создавалась в соответствии со статусом и вероисповеданием заказчика. Что подтверждает и качество икон, и использование редкой иконографии.
Фото: 66.ru |
---|
Интересный экземпляр — иконы с изображением Георгия Победоносца и Архангела Михаила, которые выполнены на прокатных металлических листах. Как объясняет Сирина, именно эти две иконы висели под куполом усадьбы Харитонова. За годы под сводом они очень сильно поблекли.
Фото: 66.ru |
---|
На выставке представлена и работа Богатыревых, которую восстанавливать не пришлось. Это так называемая незаконченная икона. На заготовку работы, которая должна была повествовать об обретении мощей святого, нанесены левкас (специальный грунт на рыбьем жире с добавлением мела и льняного масла) и золото, а также набросок истории про путешествие святых останков. Однако икона не была завершена — тем и ценна.
Фото: 66.ru |
---|