Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Радуйтесь, что права вообще есть. Один весомый аргумент в пользу действующей Конституции

12 декабря 2018, 13:49
Колонка
Конституции России — 25 лет. «Она не идеальна. Она — не универсальный способ решения всех проблем. Она — не волшебная палочка», — считает член правозащитной организации «Правозащита Открытки». Специально для 66.RU Юрист Юлия Федотова рассказала, что не так с главным законом страны, но почему он лучше, чем ничего.

Если проанализировать все статьи от начала до конца, не может не возникнуть несколько вопросов.

1) Конституцию принял «многонациональный народ Российской Федерации» (преамбула). Он же является носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3). А кто он — народ? В чем его отличие от нации? Народности? Граждан?

2) Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью (ст. 3). А в сравнении с чем? Где линейка ценностей? По какому критерию их отбирают?

3) Как принцип государственной целостности соотносится с правом народов на самоопределение (ст. 5)?

4) Россия — социальное государство (ст. 7). Как это соотносится с увеличением пенсионного возраста?

5) В России признаются и защищаются государственная, частная и муниципальная формы собственности (ст. 8). Как это соотносится с изъятием частной собственности для государственных и муниципальных нужд? Минздрав отменяет программы по борьбе со СПИДом, финансируемые через НКО с Запада.

6) Прямое действие Конституции (ст. 15) — это правовая фикция. Конституция — это некая база, рамки, которым должны соответствовать прочие законы. Она устанавливает наличие права — но порядок его реализации регулируется соответствующим федеральным законом. В ином случае его осуществление затруднено. Например: гарантировано право граждан собираться мирно и без оружия. Но этого мало — обществу для реализации указанного права необходим соответствующий закон. И не только российскому — в большинстве стран порядок проведения публичных мероприятий так или иначе урегулирован. Элементарно: «без оружия» подразумевает, что я могу принести предметы, используемые в качестве такового (биту, например)? Когда мирный характер мероприятия заканчивается? В любом ли месте можно собраться? Конституция закрепляет и гарантирует наличие права, отраслевой закон регулирует порядок его реализации.

7) Равенство прав и свобод гарантировано независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19). НО! Запрещаются любые формы ограничения прав граждан только по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. То есть перечень оснований для ограничения прав — меньше, чем для равенства; при этом равенство гарантировано как атеисту, так и христианину (признак «отношения к религии»), но ограничивать запрещено только права христианина по отношению к мусульманину (признак «религиозной принадлежности»). Таким образом, в ч. 2 ст. 19 Конституции два предложения противоречат сами себе.

8) Каждый имеет право на жизнь (ст. 20). При этом в условиях военного положения, «миротворческих действий», задержания преступников и необходимой обороны это право может нивелироваться.

9) Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 21). Указанная норма заставляет непривычный к юридическим текстам глаз толковать «свободу совести» узко, исключительно в ее связи с отношением к религии. Однако свобода совести, если посмотреть внимательнее, относится и к «иным» убеждениям. При этом право исповедовать любую религию федеральным законодательством подробно урегулировано, тогда как право иметь и выражать убеждения в соответствующих экономических, политических, социальных и иных мировоззренческих сферах — нет. Формально граждане в России имеют право только верить.

10) Гарантирована свобода мысли и слова (ст. 29). «Свобода мысли» в этом контексте звучит как минимум странно: неужто Оруэлл уже стал пророком?

11) Как со свободой слова и отсутствием цензуры соотносится запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а равно — превосходства (ст. 29)? Ведь фактически под таковые можно подвести любую критику, шутки, негативную оценку…

12) Набившее оскомину, но: «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Проклятое слово «подряд»…

13) Ну, самое «прекрасное» — права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Что такое «нравственность», я не в курсе. Видимо, то, для чего решили охранять «чувства верующих». Равно как и «безопасность государства» — под эгидой ее обеспечения можно запрещать все что угодно, вплоть до рэп-концертов.

14) Для изменения Глав 1, 2, 9 Конституции (об основах конституционного строя, правах и свободах и порядке изменения Конституции) необходимо принятие новой Конституции посредством созыва Конституционного собрания. В настоящее время это невозможно, так как нет соответствующего закона, регулирующего порядок созыва этого самого Собрания.
И, памятуя о предложениях сделать православие государственной религией, вернуть монархию и прочих «веселых» вещах, я думаю: благо, что так. Ибо в Конституции хоть и есть недостатки, но — в общем и целом она соответствует международным стандартам.

Так что — с днем рождения, основной закон!