Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Человек Наук. Ученый-экономист о неэффективной пенсионной реформе и политиках-эгоистах

8 октября 2018, 12:00
Человек Наук. Ученый-экономист о неэффективной пенсионной реформе и политиках-эгоистах
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru
66.RU продолжает серию публикаций об уральских ученых, которые добывают новые знания. Наш следующий герой — экономист Александр Непп. Ученый рассказал, почему России не обойтись без повышения пенсионного возраста, какие ошибки совершают власти при разработке реформы и почему толерантность и свобода – те вещи, которые делают экономику страны сильной.

Кандидату экономических наук, преподавателю УрФУ Александру Неппу 39 лет. Его статьи публикуются в журналах ведущих университетов мира. Александр Николаевич изучает, как влияют культура, религия, доверие и коррупция на экономику и, в частности, на пенсионную систему. 66.RU попросил ученого объяснить, что не так с пенсионной реформой России и как связаны доверие и экономика.

О том, что на самом деле влияет на экономику

Мы изучаем, как культура, религия, язык, право, свободы, коррупция, политическая стабильность влияют на экономическое развитие. То, что я перечислил, называется институциональными факторами. Это набор формальных и неформальных правил в обществе. Как влияет на экономику доверие — между людьми, между конфессиями, между населением и властью, — измерить очень сложно, но возможно. В России мало кто занимается этой темой, но в мире ее значимость поняли давно. С 70-х годов за институциональную экономику было вручено пять Нобелевских премий.

На Западе экономические стратегии разрабатывают с учетом институциональных факторов, в России — нет. Да и исследуется эта проблема немногими учеными, и результаты, как правило, не находят применения.

У нас до сих пор считается: чтобы стимулировать инновации, достаточно закачать в отрасль кучу денег. При этом не учитывается доверие населения и предпринимателей. Или когда власть хочет, чтобы люди больше инвестировали, но забывает, что часть россиян напугана опытом «МММ». Естественно, призывы делать вложения люди будут воспринимать с учетом этого негативного опыта. Уровень доверия — важнейший фактор развития рынков. Его можно и нужно изучать.

Когда люди думают, что у нас все воруют, они не будут вкладывать деньги ни во что. Этот фактор влияет на экономику больше, чем прямые экономические факторы — субсидии, дотации, налоги.

Человек Наук. Ученый-экономист о неэффективной пенсионной реформе и политиках-эгоистах
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru

О политиках-эгоистах

Ученые предлагают использовать критерий «доверие» для оценки действий правительства. И это правильно. Нужно понимать: когда губернатор не допускает партию до выборов или снимает неподконтрольного мэра, это негативно сказывается на экономике. Недоверие населения имеет реальный экономический эффект, и его отрицательные последствия перевешивают тактический выигрыш одного политика.

Снижение доверия населения к региональному правительству ведет к снижению экономической активности населения. Приведу упрощенный пример. Вы загорелись идеей — захотели сделать журналистский проект об ученых, чтобы привлечь молодежь в науку. Но тут вы увидели, что власти ведут себя несправедливо, и махнули рукой: мол, раз они ничего полезного не делают, то и я ничего делать не буду. И все, проекта не будет, молодежи в науке останется так же мало, развития нет.

Человек Наук. Ученый-экономист о неэффективной пенсионной реформе и политиках-эгоистах
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru

О пенсиях и пенсионной системе

Сейчас в России распределительная система пенсий. Мы платим налоги, и эти деньги идут на пенсию нашим родителям. Такая система работает, если нас с вами больше, чем пенсионеров. Когда внедрялась распределительная система, в СССР было 11 работников на одного пенсионера. Так получилось из-за того, что в Великую Отечественную войну погибло множество людей, им не надо было платить пенсию. В 90-е это соотношение уже было 3,5 к 1. Сегодня — 2,2 к 1. Через 5 или 6 лет будет 1,8 налогоплательщика на 1 пенсионера. Сегодня России никак не уйти от повышения пенсионного возраста. Но реформу можно провести по-разному.

Согласно Международной организации труда, пенсия должна составлять как минимум 40% зарплаты, чтобы поддерживать привычный уровень жизни. Максимум в России за последние 20 лет составил 34%. Озвученная прибавка в 1000 рублей в результате повышения пенсионного возраста ситуацию не изменит. Без развития накопительной системы эти 34% никак не поднять. Но чтобы люди начали копить для себя, они должны доверять государству. А нынешняя система непостоянна — вчера есть накопительная часть, завтра ее заморозили. Надежности и доверия нет, накоплений нет, уровень жизни стагнирует или падает.

До 2014 года в России действовала программа софинансирования пенсионных накоплений. Программа походила на немецкую и давала эффект. Человеку говорили: делаешь дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ, тебе на условную тысячу рублей одну тысячу добавляет государство и одну тысячу может добавить работодатель. Так как эти деньги пошли бы в инвестирование и принесли доход, у программы был шанс повысить уровень жизни пенсионера.

Политическая стабильность, коррупция и доверие колоссально влияют на пенсионную систему и уровень доходов. Если люди воспринимают свою страну коррумпированной, они не будут делать пенсионные накопления даже при наличии субсидии со стороны государства. Исследования показали, что у 35–40% работающего населения есть потребность в таких программах, но в них приняли участие лишь 10–12%.

Человек Наук. Ученый-экономист о неэффективной пенсионной реформе и политиках-эгоистах
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru

О реформах в Германии и России

В Германии были такие же демографические проблемы с семидесятых годов. Пенсионеров становилось больше, налогоплательщиков меньше. Там реформу проводили в начале двухтысячных в течение трех лет. Трех лет, не пары месяцев. За это время к обсуждению привлекали научные институты, общественность. Были пилотные регионы, где проводили эксперименты. И реформа проходила не как уже принятое решение, а как обсуждение. Обычному немцу говорили: вот такая ситуация, мы выслушаем все предложения. И люди быстро понимали математику. В итоге и проблему решили, и доверие населения сохранили.

Чтобы разумно решить проблему российской пенсионной системы, необходимо привлечь несколько научных институтов, которые рассчитают все эффекты для экономики и объяснят результаты депутатам. А те смогут выработать решение. Сегодня велик риск, что выкручивание рук при проведении пенсионной реформы приведет к негативному эффекту для экономики. Да, сэкономим бюджет. Но стратегически потерь будет больше.

Об уязвимостях реформы

Во-первых, нужно проводить реформу для всех, и льготников в том числе. Эта мера позволила бы увеличить пенсионный возраст не до 65, а до 62–63 лет. Во-вторых, нужно решать вопрос с пенсионными накоплениями. Тысяча рублей погоды не сделает. А без накоплений уровень жизни будет падать.

Отдавать деньги взяточников в пенсионный фонд — это чистый популизм. Потому что доказывать нужно через суд, а это сделать сложно. Вот когда депутаты отказываются от надбавок — это здравое предложение. Но такая мера должна касаться всех льготников. А льготников в России очень много — в бюджете ПФР 35% денег идет на финансирование льготных пенсий, а не на трудовые пенсии по старости. Среди льготников есть люди, которые объективно туда попали по условиям труда: шахтеры, металлурги, работники атомных станций. Но к ним относятся и другие: судьи, прокуроры, полиция, ГИБДД, армия. Таких очень много, и становится больше. Идея сократить количество льготников — это очень здравая вещь. Такой метод не только позволит вернуть деньги в систему, но и способствует большему доверию.

Уголовная ответственность за увольнение работников перед пенсией будет нести только негатив. Ужесточение ответственности, снижение свобод негативно влияют на экономические показатели — ту же инновационную активность. Можно ввести уголовную ответственность, пожалуйста. Крупные предприятия никуда не сбегут, у них печи и станки тут стоят. А вот инноваторы уедут туда, где будет свободнее. В США, Германию, Канаду…

Работодатели уже столкнулись с нехваткой сотрудников. Может, в Екатеринбурге это не так ощущается, но в области на работу уже готовы взять хоть кого. Так что программы переобучения для пенсионеров — это хороший инструмент.

О финансовой безопасности на пенсии

Надо помнить: деньги, которые платит работодатель, на пенсионном счете преобразуются не в рубли, а в баллы. Эти баллы условные. Сегодня у власти есть деньги и настроение, оно преобразует один балл в один рубль, а завтра денег не будет или настроение будет плохое – и балл будет стоить пятьдесят копеек.

Чтобы не оказаться на пенсии в нищете, нужно копить и инвестировать. Доход от инвестирования должен как минимум превышать инфляцию. Сумма, которую нужно откладывать, зависит от ваших желаний. Посчитайте в текущих ценах, сколько хотите иметь денег, и сделайте обратный расчет. Заложите в расчет, чтобы доходность была выше инфляции на 1–1,5 процента. И выбирайте вклады или НПФ, последите какую доходность они показывали за последние десять лет. В недвижимость лучше не вкладываться — демография такая, что цены на жилье в долгосрочной перспективе будут только падать.