Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Главный старовер России: «Мы терпели гонения при Романовых, все изменилось при Путине»

Главный старовер России: «Мы терпели гонения при Романовых, все изменилось при Путине»
Фото: Сергей Логинов для 66.RU
Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий рассказал, как живут староверы в современном мире, что оскорбляет чувства верующих и что значит для православных личность Николая II.

Глава Русской православной старообрядческой церкви Корнилий прибыл на Средний Урал с официальным визитом, чтобы освятить два старообрядческих храма. В день Преображения Господня он возглавил богослужение в главном для екатеринбургских староверов храме во имя Рождества Христова, куда съехалось все духовенство и миряне из Свердловской, Челябинской областей, Пермского края. В интервью 66.RU предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий рассказал о том, как в современной России живут старообрядцы, какие у них отношения с властью и Русской православной церковью, о Николае II и Pussy Riot.

— Сколько приходов старообрядческой церкви сейчас в России? И много ли староверов за рубежом?

— Сейчас у нас примерно 200 приходов в России, 50 на Украине, около 30 в Молдавии. Кроме того, много старообрядцев-переселенцев, которые едут к нам из-за рубежа, и мы активно ведем эту работу. Два года назад, после того как я встречался с президентом России Владимиром Путиным, на правительственном уровне было решено, что нужно организовать возвращение староверов из-за границы: их сейчас много в Австралии, Латинской Америке, США, ближнем зарубежье. И мы делаем большую работу по переселению.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви приехал в Свердловскую область, чтобы освятить два новых храма. По словам митрополита Корнилия, на Урале старообрядчество всегда активно развивалось и продолжает развиваться.

— И все-таки, сколько сейчас старообрядцев в мире? Есть такие данные?

— Это более сложный вопрос. Если приходы можно считать, то количество людей, приходящих в веру, — сложно. Церковь — это совокупность живых и мертвых. Полнота православия была принесена князем Владимиром 10 веков назад, и мы считаем всех, кто за эти 10 веков был в нашей церкви, ведь они живы духовно и для Бога, и для нас. Так что точное количество староверов вам может сказать только Господь Бог. Ну а уж если подходить бюрократически, то, я знаю, озвучивают цифры от 1 до 5 млн староверов. Но это примерные данные, никакой официальной статистики нет.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Во время службы в храме было очень много прихожан. Они приезжали в Екатеринбург из соседних регионов.

— Можно сказать, что интерес к старообрядчеству последние десятилетия, после распада Советского Союза, вырос? Или вы не наблюдаете какого-то всплеска, увеличения количества прихожан?

— Численность для Бога ничего не значит. Ему важно не количество, а качество. Полнота веры, полнота церкви, соблюдение обычаев, которые многие забывают, — вот что важно для Бога. Сейчас все свободно могут ходить в церковь, соблюдать посты, но многие этим пренебрегают, живут нехристианской жизнью. Если говорить о нас, старообрядцах, то мы сохраняем веру за счет сохранения традиций. И я думаю, что интерес к старообрядчеству сегодня неслучайный: Россия обращается к своим корням и традициям, чтобы выжить, не стать как Запад, который деградирует духовно и морально. Сейчас рубежное время, когда есть свобода выбора: поворачивать на Запад или к своему прошлому, своей истории. За старообрядческой церковью стоит спасение души — а это самое важное в нашей жизни. Старообрядцы знают, как обрести вечную жизнь в Царстве Божьем. Это трудный, но общий путь для всей России: чтобы выжить, процветать духовно, а затем и материально.

— В Русской православной церкви в каждой епархии есть миссионерский отдел, который ведет просветительскую деятельность и привлекает, по сути, новых верующих. У Русской православной старообрядческой церкви есть такие миссионерские отделы?

— Есть, миссионерство наконец начало возрождаться, хотя это очень трудно после советского разорения. В первую очередь советская власть разоряла купечество, заводчиков, трудолюбивых людей, которых потом называли кулаками, — в основном они и были старообрядцами. Староверы понесли большие потери. И вот лет 10–15 как старообрядчество возрождается. В том числе благодаря власти.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Во многом, по словам митрополита Корнилия, возрождение старообрядчества происходит и благодаря поддержке власти. Владимир Путин стал первым главой государства, который встретился со старообрядцами за 350 лет с начала церковного раскола.

— Каковы сейчас отношения Русской православной старообрядческой церкви со светской властью?

— Мы терпели гонения и при Романовых, и при советской власти. Последние годы я вижу улучшения. Серьезные подвижки произошли после встречи с президентом России Владимиром Путиным в мае 2017 г. Он стал первым главой государства, встретившимся со старообрядцами за 350 лет. Мы выстраиваем взаимоотношения с властями в регионах. Старообрядцев теперь замечают, понимают, что им нужно помогать, что это стержень российского народа. Поэтому нам оказывается внимание и помощь со стороны власти.

— Вам достаточно этой помощи со стороны государства?

— Все познается в сравнении. Раньше власть разоряла и гнала наших старообрядцев, убивала священников. Сейчас, если даже и не помогает в полной мере, то хотя бы не мешает. А мы, старообрядцы, самодостаточные.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Старообрядческая церковь, в отличие от РПЦ, небогатая. За счет чего существуют приходы, митрополит не стал рассказывать. По его словам, староверы богаты духовно, и этого достаточно.

— Русская православная церковь — довольно богатый институт, ее доходы оцениваются миллиардами рублей в год. А на какие средства существует старообрядческая церковь?

— Материальное богатство не ведет ко спасению. Богатство должно быть духовным. Мы богаты духовно, богаты нашим прошлым, нашей историей, нашими детьми и семьями. Роскоши у нас нет ни в семьях, ни в храмах. По нашим убранству и украшениям вы сами можете судить о материальном богатстве староверской церкви.

— А какие у вас вообще взаимоотношения с РПЦ?

— С Русской православной церковью у нас добрососедские отношения. Мы даже вместе работаем: наши позиции сходятся в вопросах демографии, запретов абортов, борьбы с пьянством и т. д. Церковь должна помогать народу и государству своим примером. В этих вопросах у нас есть точки соприкосновения с Русской православной церковью.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Существует представление о том, что староверы — глубокие старцы, сидящие в землянке при лучине. Но это не так. Староверы активно пользуются всеми благами цивилизации, в том числе техническими новинками и гаджетами.

— Но говорить о преодолении раскола XVII века, объединении церквей не приходится?

— Все в руках Божьих. Я могу сказать, что сейчас идет диалог. Мы обсуждаем, как произошел раскол. Но мы очень разные по своей сути. Мы никогда не сможем принять их обрядов. Мы предлагаем им вернуться к исходной точке, к той Святой Руси, которая была до раскола. Понимаете, 300 лет разрыва за несколько лет не преодолеть. Но диалог начался.

— В июле в Екатеринбурге проходили «Царские дни», приуроченные ко дню расстрела Николая II и его семьи. К нам приезжал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который заявил о вине всего народа в гибели царя. Каково отношение старообрядческой церкви к личности Николая II? Почему, как вы считаете, сто лет назад на Урале произошли эти события?

— Николай II из всех Романовых сделал для староверов большое добро — даровал старообрядцам свободу в 1905 г. после 300 лет гонений во времена правления Романовых. Но надо понимать, что Николай II не в нашей церкви, он был новообрядцем. И никакой речи о канонизации не идет.

Конечно, убийство всей царской семьи и Николая — это трагедия, этого не должно было происходить. Александр Солженицын по этому поводу очень мудро сказал: XVII век породил 1917 год. Кто разорял церкви и избивал попов? Сами же русские люди. Не французы, не немцы, не англичане, а русские, утратившие основы веры после церковного раскола. Именно тогда началось разрушение фундамента веры, Россия повернула на Запад, Церковь утратила главенство: церковью вместо патриарха начал управлять чиновник. В итоге к власти пришли безбожные люди, убили царя и все разрушили. Чтобы этого не повторилось, нужно возвращаться к нашим устоям, нашей религии.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Несмотря на строгость правил, в отличие от РПЦ старообрядцы значительно демократичнее: женщина вполне может зайти в храм без платка (такие были и среди прихожан), мужчины почти все были в джинсах. И мои джинсы тоже не оскорбили чувств верующих.


— Еще один очень актуальный сегодня вопрос — оскорбление чувств верующих. Как относится старообрядческая церковь к тому, что россиян судят и сажают за картинки в интернете? Вообще можно ли оскорбить чувства истинно верующего человека?

— Я далек от интернета, стараюсь туда не заходить, чтобы не нарушать духовное спокойствие. Но Pussy Riot, с которых все началось, мы тоже осудили, хотя они выступали и не в нашей церкви. Такое безобразие оскорбляет чувства верующих, они нарушают нашу молитву и наш покой. И каждый такой инцидент должен разбираться в рамках закона. А за нарушение закона нужно наказывать по всей строгости.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Земные поклоны и двуперстие — то, что разъединило РПЦ и староверов. Но это не главная преграда для воссоединения Церкви.