Глава Русской православной старообрядческой церкви Корнилий прибыл на Средний Урал с официальным визитом, чтобы освятить два старообрядческих храма. В день Преображения Господня он возглавил богослужение в главном для екатеринбургских староверов храме во имя Рождества Христова, куда съехалось все духовенство и миряне из Свердловской, Челябинской областей, Пермского края. В интервью 66.RU предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий рассказал о том, как в современной России живут старообрядцы, какие у них отношения с властью и Русской православной церковью, о Николае II и Pussy Riot.
— Сколько приходов старообрядческой церкви сейчас в России? И много ли староверов за рубежом?
— Сейчас у нас примерно 200 приходов в России, 50 на Украине, около 30 в Молдавии. Кроме того, много старообрядцев-переселенцев, которые едут к нам из-за рубежа, и мы активно ведем эту работу. Два года назад, после того как я встречался с президентом России Владимиром Путиным, на правительственном уровне было решено, что нужно организовать возвращение староверов из-за границы: их сейчас много в Австралии, Латинской Америке, США, ближнем зарубежье. И мы делаем большую работу по переселению.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви приехал в Свердловскую область, чтобы освятить два новых храма. По словам митрополита Корнилия, на Урале старообрядчество всегда активно развивалось и продолжает развиваться. |
— И все-таки, сколько сейчас старообрядцев в мире? Есть такие данные?
— Это более сложный вопрос. Если приходы можно считать, то количество людей, приходящих в веру, — сложно. Церковь — это совокупность живых и мертвых. Полнота православия была принесена князем Владимиром 10 веков назад, и мы считаем всех, кто за эти 10 веков был в нашей церкви, ведь они живы духовно и для Бога, и для нас. Так что точное количество староверов вам может сказать только Господь Бог. Ну а уж если подходить бюрократически, то, я знаю, озвучивают цифры от 1 до 5 млн староверов. Но это примерные данные, никакой официальной статистики нет.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Во время службы в храме было очень много прихожан. Они приезжали в Екатеринбург из соседних регионов. |
— Можно сказать, что интерес к старообрядчеству последние десятилетия, после распада Советского Союза, вырос? Или вы не наблюдаете какого-то всплеска, увеличения количества прихожан?
— Численность для Бога ничего не значит. Ему важно не количество, а качество. Полнота веры, полнота церкви, соблюдение обычаев, которые многие забывают, — вот что важно для Бога. Сейчас все свободно могут ходить в церковь, соблюдать посты, но многие этим пренебрегают, живут нехристианской жизнью. Если говорить о нас, старообрядцах, то мы сохраняем веру за счет сохранения традиций. И я думаю, что интерес к старообрядчеству сегодня неслучайный: Россия обращается к своим корням и традициям, чтобы выжить, не стать как Запад, который деградирует духовно и морально. Сейчас рубежное время, когда есть свобода выбора: поворачивать на Запад или к своему прошлому, своей истории. За старообрядческой церковью стоит спасение души — а это самое важное в нашей жизни. Старообрядцы знают, как обрести вечную жизнь в Царстве Божьем. Это трудный, но общий путь для всей России: чтобы выжить, процветать духовно, а затем и материально.
— В Русской православной церкви в каждой епархии есть миссионерский отдел, который ведет просветительскую деятельность и привлекает, по сути, новых верующих. У Русской православной старообрядческой церкви есть такие миссионерские отделы?
— Есть, миссионерство наконец начало возрождаться, хотя это очень трудно после советского разорения. В первую очередь советская власть разоряла купечество, заводчиков, трудолюбивых людей, которых потом называли кулаками, — в основном они и были старообрядцами. Староверы понесли большие потери. И вот лет 10–15 как старообрядчество возрождается. В том числе благодаря власти.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Во многом, по словам митрополита Корнилия, возрождение старообрядчества происходит и благодаря поддержке власти. Владимир Путин стал первым главой государства, который встретился со старообрядцами за 350 лет с начала церковного раскола. |
— Каковы сейчас отношения Русской православной старообрядческой церкви со светской властью?
— Мы терпели гонения и при Романовых, и при советской власти. Последние годы я вижу улучшения. Серьезные подвижки произошли после встречи с президентом России Владимиром Путиным в мае 2017 г. Он стал первым главой государства, встретившимся со старообрядцами за 350 лет. Мы выстраиваем взаимоотношения с властями в регионах. Старообрядцев теперь замечают, понимают, что им нужно помогать, что это стержень российского народа. Поэтому нам оказывается внимание и помощь со стороны власти.
— Вам достаточно этой помощи со стороны государства?
— Все познается в сравнении. Раньше власть разоряла и гнала наших старообрядцев, убивала священников. Сейчас, если даже и не помогает в полной мере, то хотя бы не мешает. А мы, старообрядцы, самодостаточные.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Старообрядческая церковь, в отличие от РПЦ, небогатая. За счет чего существуют приходы, митрополит не стал рассказывать. По его словам, староверы богаты духовно, и этого достаточно. |
— Русская православная церковь — довольно богатый институт, ее доходы оцениваются миллиардами рублей в год. А на какие средства существует старообрядческая церковь?
— Материальное богатство не ведет ко спасению. Богатство должно быть духовным. Мы богаты духовно, богаты нашим прошлым, нашей историей, нашими детьми и семьями. Роскоши у нас нет ни в семьях, ни в храмах. По нашим убранству и украшениям вы сами можете судить о материальном богатстве староверской церкви.
— А какие у вас вообще взаимоотношения с РПЦ?
— С Русской православной церковью у нас добрососедские отношения. Мы даже вместе работаем: наши позиции сходятся в вопросах демографии, запретов абортов, борьбы с пьянством и т. д. Церковь должна помогать народу и государству своим примером. В этих вопросах у нас есть точки соприкосновения с Русской православной церковью.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Существует представление о том, что староверы — глубокие старцы, сидящие в землянке при лучине. Но это не так. Староверы активно пользуются всеми благами цивилизации, в том числе техническими новинками и гаджетами. |
— Но говорить о преодолении раскола XVII века, объединении церквей не приходится?
— Все в руках Божьих. Я могу сказать, что сейчас идет диалог. Мы обсуждаем, как произошел раскол. Но мы очень разные по своей сути. Мы никогда не сможем принять их обрядов. Мы предлагаем им вернуться к исходной точке, к той Святой Руси, которая была до раскола. Понимаете, 300 лет разрыва за несколько лет не преодолеть. Но диалог начался.
— В июле в Екатеринбурге проходили «Царские дни», приуроченные ко дню расстрела Николая II и его семьи. К нам приезжал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который заявил о вине всего народа в гибели царя. Каково отношение старообрядческой церкви к личности Николая II? Почему, как вы считаете, сто лет назад на Урале произошли эти события?
— Николай II из всех Романовых сделал для староверов большое добро — даровал старообрядцам свободу в 1905 г. после 300 лет гонений во времена правления Романовых. Но надо понимать, что Николай II не в нашей церкви, он был новообрядцем. И никакой речи о канонизации не идет.
Конечно, убийство всей царской семьи и Николая — это трагедия, этого не должно было происходить. Александр Солженицын по этому поводу очень мудро сказал: XVII век породил 1917 год. Кто разорял церкви и избивал попов? Сами же русские люди. Не французы, не немцы, не англичане, а русские, утратившие основы веры после церковного раскола. Именно тогда началось разрушение фундамента веры, Россия повернула на Запад, Церковь утратила главенство: церковью вместо патриарха начал управлять чиновник. В итоге к власти пришли безбожные люди, убили царя и все разрушили. Чтобы этого не повторилось, нужно возвращаться к нашим устоям, нашей религии.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Несмотря на строгость правил, в отличие от РПЦ старообрядцы значительно демократичнее: женщина вполне может зайти в храм без платка (такие были и среди прихожан), мужчины почти все были в джинсах. И мои джинсы тоже не оскорбили чувств верующих. |
— Еще один очень актуальный сегодня вопрос — оскорбление чувств верующих. Как относится старообрядческая церковь к тому, что россиян судят и сажают за картинки в интернете? Вообще можно ли оскорбить чувства истинно верующего человека?
— Я далек от интернета, стараюсь туда не заходить, чтобы не нарушать духовное спокойствие. Но Pussy Riot, с которых все началось, мы тоже осудили, хотя они выступали и не в нашей церкви. Такое безобразие оскорбляет чувства верующих, они нарушают нашу молитву и наш покой. И каждый такой инцидент должен разбираться в рамках закона. А за нарушение закона нужно наказывать по всей строгости.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Земные поклоны и двуперстие — то, что разъединило РПЦ и староверов. Но это не главная преграда для воссоединения Церкви. |
У них он тоже оказывается Романов (!)
Положительный момент.
"Я есть русский пйсатель" для них мудрец?!!!
Это ничего не жалеет для развития мракобесия на территории России всех концессий, что бы народ не
Сидеть в православном загоне и подставлять щёки и жп для разумения.