Эдуард Кубенский, архитектор, член Союза архитекторов России, директор и редактор издательства TATLIN. Книги издательства (некоторые из которых стали библиографическими редкостями сразу после выхода в свет) и многочисленные публикации Эдуарда делают тайный мир профессиональной архитектуры прозрачным и понятным для огромной аудитории. Кубенский — один из самых известных популяризаторов архитектуры, имеющий свой критический взгляд и представление о будущем архитектуры в целом.
Пять памятников Эдуарда Кубенского
— Мне кажется, главное качество памятника архитектуры — культ, намоленное место. Другими словами, памятником архитектуры может быть только Храм. При этом Храм не обязательно является частью церкви, Храмом может быть что угодно, точнее, Храмом должно быть все.
Архитектура «не от мира сего». Архитектура — это искусство, а искусство не создано для того, чтобы ходить в него в туалет. В туалет можно ходить в «однушке», «двушке», еще комфортнее в «трешке», но если ты живешь в квартире, в которой планируешь принять в гости Бога, ты уже не назовешь ее этими сокращениями и даже к отхожему месту будешь относиться как месту молитвы.
В знаменитой триаде Витрувия «Архитектура — это польза, прочность, красота», на мой взгляд, верно последнее: «Архитектура — это красота». Польза имеет больше отношения к обществу, а прочность – к строительству. Красота есть божественная суть архитектуры, все остальное – ее мирской характер.
Храмом могла стать, например, недостроенная телебашня, но мы ее разрушили. За 30 лет она накопила свою нефункциональность и почти обрела немирской характер. Чтобы ее «оживить» — нужна была вера и мечта, но мы выбрали выгоду и пользу.
Многие другие «памятники архитектуры», например, конструктивизм, — можно, скорее, отнести к памятникам комфорта и технологий. Но это совсем не значит, что во всеми нами с недавних пор любимом конструктивизме нет памятников архитектуры. Поэтому я начну свой список, пожалуй, с самой яркой постройки этой эпохи.
1. Белая башня. Бывшая водонапорная башня жилого поселка Уралмашзавода, 1928–1931 гг. Архитектор М. Рейшер. Долгое время была заброшена. Сейчас, благодаря деятельности арх-группы PODELNIKI, превратилась в место силы для фанатов конструктивизма.
Фото: Дмитрий Елизаров для 66.RU |
---|
2. Домик в Кунаре. Частный дом кузнеца Сергея Ивановича Кириллова, дер. Кунара. Основные работы по оформлению проведены хозяином в 1954—1967 гг. Трогательное и наивное произведение самодеятельного деревянного зодчества. В 1999 г. дом победил во всероссийском конкурсе, но победа не помогла сохранению чудесного «пряничного домика». Проблемы с его поновлением решают энтузиасты, один из кураторов — Евгений Ройзман.
Фото: Дмитрий Елизаров для 66.RU |
---|
3. Троицкий храм в Билимбае. Строительство — 1820–1879 гг. Удивительный храм, сочетающий в себе множество нехарактерных деталей. Редкий для Урала план (у храма нет алтаря, алтарь здесь — ротонда из колонн внутри основной части храма). Капители — чугунные, сохранность «Всевидящего ока» на одном из фасадов — отличная! Авторство не установлено, но историки архитектуры считают, что проект храма мог принадлежать или Андрею Воронихину, или Ивану Свиязеву, или Ивану Подъячеву — звездам архитектурного олимпа того времени.
4. Баня на Первомайской, 71, Екатеринбург. Здание, строительство которого было начато в 1945 г. по проекту известных уральских архитекторов Лантратова и Хмуренко, с момента своего возведения удивляет масштабами и пафосной архитектурой. По одной из легенд, Никита Хрущев на вопрос журналиста о том, понравился ли ему Свердловск, ответил так: «У них там театры как бани, а бани как театры». Кстати, строили баню пленные немцы.
Фото: Дмитрий Елизаров для 66.RU |
---|
5. Плотина Городского пруда и сам пруд. Плотина, вернее, ее историческая часть — одно из самых старых мест Екатеринбурга. Начало строительства — это 1721 г., то есть раньше официального основания города! В 1723-м плотина была закончена, и этот год считается годом рождения нашего пруда. За прошедшие почти 300 лет и сама плотина, и ее окружение неоднократно перестраивались. От деревянной конструкции мастера Невьянского завода Злобина — к реконструкции Малаховым в 1830-е. В 1886 г. появился сквер, а уже в 1972–1973 гг. плотина снова была расширена и облицована гранитом. У любимого места романтических прогулок горожан — богатейшая история!
Фото: Дмитрий Елизаров для 66.RU |
---|
Больше и подробнее об архитектуре Урала читайте в канале Надежды Бурлаковой «Архликбез».