Борьба жильцов дома по ул. Шаронова, 33 продолжается несколько месяцев. Строительная компания выкупила в двухэтажном доме большую часть квартир и пытается договориться с оставшимися жильцами о выселении(пытаются скупить и их квартиры). А в дальнейшем здесь по мнению местных, планируют построить высотку. Жильцы — категорически против. По их словам, сумма, которую застройщик предлагает квадратная метры,слишком мала. В последние дни конфликт достиг апогея: в результате крупного пожара во дворе дома сгорели нежилые постройки. Жильцы подозревают своих оппонентов в поджоге и готовятся к обороне дома.
Когда мы подъехали к дому, у дверей первого подъезда нас встречает крепкий пожилой мужчина в камуфляже с вилами в руках — это Александр Павлович, отставной полковник МВД, а теперь пенсионер. Вооружиться и ежедневно обходить придомовую территорию ему пришлось после пожара, в ходе которого сгорел сарай, расположенный прямо у его окон. Если бы пожарные вовремя не подоспели, не исключено, что кроме двух автомобилей в огне могли пострадать еще и люди, рассказывают жильцы.
— Я вынужден защищаться! Я не скрываю, что подготовился и насадил вилы на палку, возможно, придется сделать кому-то лишние четыре дырки! А что еще остается делать, если нам то дом крушат, то поджигают, а у нас тут дети маленькие и соседи пожилые! Что ж нам, ждать, пока нас спалят заживо?! И за что главное? За то, что мы квартиры свои продавать отказались?
И мужчина, и его соседи не исключают, что пожар мог быть еще одним методом устрашения и давления на них со стороны строительной компании «Союз», которая выкупила большую часть квартир в их доме.
По словам еще одного жителя дома, также пенсионера МВД, их дом, хоть и двухэтажный, но вполне крепкий.
— Мы считаем, что намеренно разрушают наш дом и готовят почву для того, чтобы нас убить и завладеть нашей собственностью. Те события, которые разворачиваются в нашем доме и вокруг него, — не слова, а криминал. Крепкий, хороший дом, построенный из кирпича и с бетонными перекрытиями, последовательно разрушают. Поступали угрозы, что нас сожгут. И действительно сожгли, пока что еще не нас, а постройки во дворе. Это был поджог: в 2 часа ночи — вспышка и затем сильный пожар. Момент поджога увидели жильцы, и поэтому мы о нем знаем.
Жильцы уверяют, что видели двух молодых людей, убегающих с места ЧП в сторону торгового центра «Мегаполис», находящегося неподалеку.
В конце 2014 года УК «Чкаловская», на балансе которой состоял дом у автовокзала, предложила жильцам выкупить их квартиры. Сразу на сделку решились всего три собственника из двенадцати. Еще пятеро продали свое жилье в 2017 году, а оставшиеся четверо ответили компании отказом.
Они утверждают, что не пошли на сделку потому, что конкретных сумм никто не называл, да и вообще особого желания покидать насиженное годами место не хотелось.
Спустя некоторое время УК продала квартиры СК «Союз», таким образом компания стала собственником большинства жилых помещений в доме. С того момента и начались проблемы. Первой из них был перевод дома на самостоятельное управление. В конце 2017 года представители УК «Чкаловская» провели собрание жильцов, на котором это решение и было принято. Однако жильцы уверяют, что собрание было фиктивным, и даже пытались оспорить через суд исключение их дома из лицензии на управление УК, но проиграли.
Начиная с мая этого года, новые собственники в лице СК « Союз» стали постепенно разрушать купленные ими квартиры, якобы для того, чтобы впоследствии их реконструировать. В результате дом попросту стал постепенно превращаться в развалины без окон и дверей. После этого свободные площади в доме стали занимать бомжи.
По словам местного жителя Андрея Черноуцана, из-за того, что во многих помещениях нет окон и дверей, в дом постоянно попадают осадки, а в подъездах гуляет ветер. В результате конструкции стали ветшать, а сам дом начал разрушаться.
— Из открытых квартир задувает в наши. Всюду гуляет сквозняк. У меня в квартире градусов 15 сейчас, и мой ребенок постоянно болеет. Еще каждый раз, когда рабочие выносят очередную квартиру, мы вызываем аварийную службу, чтобы поставить заглушки на газ. В одной из квартир была сильная утечка, и мы все, не по своей вине, могли попросту взлететь на воздух. Страшно за детей, ведь их привлекают такие места, вот заберутся они на второй этаж и на разрушенный балкон, а он рухнет. И кто ответит потом за эту трагедию? Ни со стороны полиции, ни со стороны администрации, никаких абсолютно мер предпринято не было.
Также в дом стали наведываться мародеры. По словам жильцов, они часто застают в своих подъездах незнакомых людей, которые, узнав, что дом сносят, бегут разбирать по кускам открытые квартиры. Так, недавно в одной из квартир сняли ламинат. Жильцы уверяют, что не брезгуют б/у стройматериалами и сотрудники управляющей компании, которые забирают в свой ближайший ЖЭК хорошие пластиковые окна, металлические двери и ванны.
— Недавно приезжали срезать батареи в открытых квартирах, а потом еще собрались сделать это в общем подвале. С какой это стати вообще? Я им сказала, а ну давайте я полицию вызову и вы будете делать это в их присутствии. Позвонила диспетчеру, а она говорит: «А что вы хотели? Ваш дом ведь сносят все равно!» Откуда вообще данные, что кто-то что-то сносить собрался? Нам все ведомства пишут, что дом стоит в программе на капремонт и все с ним отлично.
Также Евгения подтверждает, что скрытые угрозы им поступают постоянно.
Мы обратились за комментарием в УК «Чкаловская», там нам заявили, что вообще не понимают, чего добиваются жильцы дома в переулке Шаронова.
— Из перечня управляемых объектов, из лицензии этот дом исключен полгода назад департаментом жилинспекции. Все. Мы к этому дому отношения никакого уже не имеем. Что касается выноса квартир — собственник, купивший их, имеет право делать все что угодно. Опять же, к нам это никакого отношения не имеет, и наши люди в этом не участвуют. Точно. К тому же дом проблемный, там было много должников по коммунальным услугам. Нам этот дом экономически не интересен уже.
Представители администрации Чкаловского района также согласились высказаться по поводу происходящего. По словам представителя администрации, чиновники направили запрос в СК «Союз», чтобы уточнить вопрос по дальнейшему содержанию помещений. На данный момент строительная компания ответила, что в помещениях проходит «реконструкция».
— Отправлен запрос в отдел дознания административных органов МЧС России по поводу возгорания, произошедшего на прилегающей к дому территории. Вообще, говорить о выселении здесь некорректно, так как даже если СК «Союз» хочет выкупить оставшиеся квартиры, жители вправе соглашаться или нет. Наша обязанность, чтобы дом не пришел в аварийное состояние и содержание жилья было в норме. Чтобы привлечь СК «Союз» к статье 293 гражданского кодекса, нам нужны все документы. Если есть давление на жителей, они вправе обратиться в отдел полиции и в суд. Но мы не можем вмешиваться в деятельность субъектов собственности.
Директор СК «СОЮЗ» Илья Енин в телефонном разговоре с корреспондентом 66.RU отказался комментировать ситуацию. Заявил лишь то, что все, что говорят жители дома в переулке Шаронова, — клевета.
А из офиса компании нашу съемочную группу выгнала женщина, которая отказалась представляться. На вопрос, почему с нами никто не может поговорить, она ответила «по кочану» и толкнула оператора.