Шквал эсэмэсок о любых изменениях в погоде посыпался на абонентов сотовых телефонов летом 2017 года: после урагана, пронесшегося по Москве и Подмосковью 29 мая и унесшего 16 человеческих жизней, правительство рассмотрело законопроект, который обязывает сотовых операторов отдавать абсолютный приоритет передаче сообщений о чрезвычайных ситуациях, а также дает госорганам право использовать сети и средства связи для оповещения населения о подобных угрозах.
Впрочем, предупреждения о резкой смене погоды приходили на телефоны абонентов и раньше: еще в 2010 г. МЧС заключило соглашение с «большой тройкой» мобильных операторов — МегаФоном, МТС и Билайном — о рассылке смс-оповещений при угрозе и возможном возникновении чрезвычайных ситуаций. Но до недавнего времени таких сообщений было меньше: по данным «Мегафона», за последние два года число сообщений от МЧС выросло почти в семь раз.
Кстати, именно абоненты «Мегафона» получают рассылку чаще других: как подсчитал портал о мобильной связи yamobi.ru, с 1 июня по 23 октября 2017 г. екатеринбуржцы с симками зеленого оператора в среднем получили 15 смс-оповещений о резкой смене погодных условий. На втором месте абоненты «Билайна»: им пришло 10 таких сообщений. А вот абонентам МТС — ни одного.
— Соглашения об экстренном информировании населения заключены со всеми сотовыми операторами, они делают это на безвозмездной основе. Решение о том, что нужно оповестить население, принимаем мы, МЧС. Нам приходит информация от ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», а также данные от региональных подразделений, мы примерно представляем последствия того или иного изменения в погоде и по определенному регламенту передаем необходимые данные операторам — они уже, используя свои технические возможности, рассылают смс.
Как поясняет Наталья Зырянова, чаще всего оповещения связаны с погодой: надвигающиеся штормы, снегопады, резкая смена температур, которая приводит к гололедице осенью и зимой или к паводку весной, — все это повод сделать рассылку. Также ведомство предупреждает о масштабных нарушениях в работе систем жизнеобеспечения — если где-то внезапно прорвало трубу и ремонт в короткие сроки сделать не получится, МЧС оповещает об этом граждан.
— Необязательно оповещать все население области, если речь идет о каких-то локальных авариях. У сотовых операторов есть соответствующее оборудование, которое позволяет передавать сигнал абонентам в определенной зоне. Мы просто присылаем им текстовое сообщение и указываем зону оповещения.
Мобильные операторы, делая рассылку, используют две технологии: собственно SMS и Сell Broadcast — широковещательная передача коротких сообщений. Именно от технологии передачи данных зависит, получат ли абоненты нужное сообщение. В частности, технологию Cell Broadcast поддерживают не все современные мобильные телефоны — она хорошо работает только в сетях 2G, поэтому на простенькие модели телефонов (не смартфоны) такая рассылка приходит, а вот в смартфонах поддержку этой функции владелец должен настроить самостоятельно.
Именно поэтому абоненты МТС получают смс-сообщения о надвигающихся стихийных бедствиях реже, чем пользователи других операторов, или не получают вовсе: в Свердловской области МТС оповещает население именно по технологии Сell Broadcast.
«Мегафон» использует SMS, поэтому и сообщений от них больше — они просто доходят на все телефоны.
— В нашей компании есть Единый центр управления сетью (ЕЦУС), главная задача которого — централизованный мониторинг сети по всей России, в том числе и во время чрезвычайных ситуаций. По запросу государственных органов — МЧС, Роскомнадзора и других — этот центр оповещает абонентов. Существует регламент такого взаимодействия. Например, оперативный дежурный ЕЦУС получает запрос от МЧС с указанием географических координат и времени рассылки. Сразу же после получения информации о стихийном бедствии или другой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, ЕЦУС организует SMS-оповещение населения. Такие рассылки получают только те абоненты, которые находятся в предполагаемой зоне чрезвычайных ситуаций.
По данным МЧС, обычно от момента передачи информации мобильному оператору до получения сообщения абонентами проходит 20–30 минут.
— Синоптики не всегда могут спрогнозировать ухудшение погодных условий задолго. Иногда это становится понятно за два-три часа до наступления шторма. Так было, например, 20 мая: нам пришли данные о надвигающемся урагане примерно за час до него. Мы успели сделать рассылку, и буквально через полчаса началась буря.
Как поясняют в МЧС, главная цель рассылок — предупредить людей о том, что их жизнь и здоровье под угрозой. Конкретных инструкций в смс не приходит.
— Нет смысла посылать инструкции в смс: слишком много текста, никто не будет читать. Сейчас все активные пользователи интернета. Если нужны инструкции, зайдите на наш сайт: параллельно с оповещением населения мы выкладываем всю необходимую информацию. И конечно, активно сотрудничаем со СМИ: на любом информационном ресурсе можно найти порядок действий в той или иной ситуации.
Главное, считают и в МЧС, и сотовые операторы, не игнорировать такие сообщения. «После прошлогоднего МЧС-спама, когда «экстренные сообщения» были больше похожи на сводки погоды, многие абоненты захотели отключить эту функцию в своих телефонах», – рассказывают мобильные операторы. Сделать это, конечно, можно: у каждого оператора такая возможность есть. Но вряд ли стоит это делать: лучше получить 10 смс и быть наготове, чем внезапно оказаться в центре урагана в трамвае, который может снести ветер.
— Лишний раз тревожить население смсками мы не будем. Их рассылают только в том случае, если действительно есть угроза жизни и здоровью людей. Чтобы люди знали и предприняли какие-то меры. Есть, конечно, такие, кто нам звонит и говорит, что мы замучили их сообщениями. Но все-таки мы должны предупредить людей. И хочется, чтобы люди не пренебрегали этими предупреждениями, а действовали в соответствии с инструкциями, не подвергая опасности свою же жизнь.
Информирование — только одна часть работы МЧС по обеспечению безопасности людей во время стихийных бедствий. Собственно спасением занимаются другие подразделения.
— В штатном режиме за обстановкой в Екатеринбурге следит порядка 30 спасателей — я не включаю в это число пожарных. Руководитель каждого подразделения, получая экстренное предупреждение, может объявить срочный сбор. Одновременно можно мобилизовать около 200 спасателей.
Как рассказывает Максим, сотрудник службы спасения должен прибыть к месту сбора в течение двух часов. «Никаких поездок на дальние расстояние, никаких дач и шашлыков — ты ежедневно должен находиться в боевой готовности», — поясняет Максим.
По такой же схеме работают аварийные бригады электриков: если в службу поступило предупреждение о надвигающемся урагане, сотрудники энергетических компаний получают распоряжение быть готовыми к выезду в любую минуту.
— Наша команда с 2010 г. входит в состав аварийно-выездных мобильных бригад филиала «Свердловэнерго». Это значит, что в любой момент нас могут поднять по тревоге — если где-то глобальная авария. Куда и на какое время поедем, неизвестно. В прошлом году, например, отправили восстанавливать разрушения после урагана под Нижним Тагилом. А в 2014-м мы ликвидировали последствия урагана в Пермском крае. Посреди рабочего дня сказали: «Два часа на сборы — и выезжайте». Ездили на своем «Урале»: часов в пять вечера из Сухого Лога выехали, под утро были в Чайковском. И сразу к работе.