Как авиакомпании по всему миру портят багаж пассажиров
Перевозка музыкальных инструментов в самолетах — один из вечных споров между компаниями и пассажирами. Очередной случай, как пишет телеграм-канал Mash, произошел с гитаристом Алексеем Давлетшиным, который вместе с группой летел из Женевы в Москву рейсом «Аэрофлота». С собой музыкант вез гитару стоимостью 1000 евро. В салон инструмент пронести не разрешили, но пообещали, что никаких проблем не будет, и даже наклеили специальную «Fragile» (что значит «хрупкие грузы»).
Сообщение из телеграм-канал Mash:
— Вы уже догадываетесь, что гитара приехала в Москву сломанной в n-местах. Когда Алексей потребовал компенсации, Аэрофлот ответил, что пассажиру не рекомендуется перевозить хрупкие вещи в багаже. Да и вообще — по правилам авиакомпании Алексей должен был за 36 часов предупредить, что повезет гитару. А, самое крутое! Наклейка, выданная сотрудниками, оказывается, не используется с 2006 года…
Несмотря на то что история эта всплыла в апреле, сам случай произошел еще в феврале (и об этом писали СМИ). Именно в феврале «Аэрофлот» ужесточил правила провоза ручной клади, а после скандала — снова смягчил. Кроме того, с 15 февраля, «идя навстречу многочисленным пожеланиям лучших музыкальных коллективов, составляющих гордость России», «Аэрофлот» увеличил со 115 до 135 сантиметров по сумме трех измерений размер допустимых к перевозке в ручной клади музыкальных инструментов.
Случай с Алексеем Давлетшиным — далеко не единичный. Так, 27 ноября уральский музыкант Михаил Лузин лишился гитары Taylor, на которой играл более 10 лет. Он сдал инструмент в багаж самолета «Аэрофлота», который выполнял рейс из Мурманска в Москву. Впрочем, спустя всего пару недель инцидент был исчерпан — авиакомпания выплатила компенсацию в 1000 евро, несмотря на то что это была вина наземных служб аэропорта.
Михаил Лузин, музыкант:
— К чести авиакомпании «Аэрофлот», реакция была быстрой и тактичной. Всего через неделю с небольшим после инцидента со мной по телефону связался директор департамента продукта авиакомпании Михаил Сафаров. Михаил отметил, что гитара, по-видимому, была повреждена сотрудниками наземных служб аэропорта, однако авиакомпания не отказывается от ответственности и берет все расходы по урегулированию инцидента на себя. Я благодарен «Аэрофлоту» за принятое решение. Я признаю часть своей ответственности: с моей стороны сдавать инструмент в багаж в полужестком чехле было беспечно, пусть это и было обусловлено требованиями представителя а/к.
Ломали гитару в багаже и у лидера рок-группы «Мельница» Натальи О' Шей (Хелависа). Этот случай приводит «Российская газета», не уточняя, когда и где произошел инцидент.
Наталья О' Шей, лидер группы «Мельница»:
— Отсудить у компании ничего не удалось, потому что поломку обнаружили не сразу, не в аэропорту. Инструмент был дорогой, «эндорсерский», и, к счастью, его удалось починить. Но с тех пор у нас супержесткие и супертяжелые флайт-кейсы. Есть у нас специальный шкаф для трех гитар, сделанный в Англии по спецзаказу. Мы регулярно платим за перевес и негабарит, но зато этот шкаф значительно сложнее бросить или уронить.
И это проблема не только российских авиакомпаний, но и зарубежных. Так, в 2008 г. канадский музыкант Дейв Кэрролл доверил свой инструмент авиакомпании United Airlines и получил гитару Taylor стоимостью 3500 долларов сломанной. Кэрролл рассказал, что носильщик выкинул гитару на бетонную площадку в аэропорту О’Хара в процессе перелета из Галифакса (Новая Шотландия) в Омаху. Музыкант объяснил, что ему не разрешили взять гитару на борт. Поскольку добиться компенсации Кэрролл не сумел, он записал песню и снял на нее видеоклип под названием United breaks guitars (United ломает гитары). Ролик набрал более 18 млн просмотров в Yotube. В своей песне Дейв Кэрролл рассказывает, что «предупредил троих сотрудников авиакомпании в Чикаго, но они продемонстрировали полное безразличие». Авиаперевозчик не выплатил музыканту компенсацию за сломанную вещь, поскольку тот не подал жалобу в установленный правилами авиакомпании 24-часовой срок.
Жаловались ранее на проблемы с перевозкой музыкальных инструментов и другие исполнители. В 2016 г. они даже готовили петицию с требованиями изменить правила их провоза. Среди тех, кто поддержал петицию, были Андрей Макаревич, рок-группы «Крематорий» и «7Б», которые сталкивались с проблемами при перевозке реквизита.
Так, в 2016 г. музыканты группы «Крематорий» пожаловались на авиакомпанию «Уральские авиалинии». Артисты сообщили, что столкнулись с «вымогательством» со стороны авиакомпании. Возмущение музыкантов вызвал тот факт, что с них взяли дополнительную плату за провоз музыкальных инструментов в ручной клади. Согласно тексту претензии, которую составили исполнители, с них взяли по 2 тыс. руб. за каждый музыкальный инструмент.
Михаил Лузин:
— Пользуясь случаем, хочу обратиться к «Аэрофлот — Российские авиалинии» и другим авиакомпаниям от имени всех музыкантов: пожалуйста, введите в правила норму, позволяющую провозить гитары в салоне самолета! Проверено: любая гитара с легкостью размещается на багажной полке над креслами, а с соседями мы договоримся. В Европе, даже на рейсах «Аэрофлота», я ни разу не встречался с требованием сдать инструмент в багаж. Давайте сделаем так и в России!
Судя по мартовскому посту, призыв Михаила Лузина был услышан. Но, если вы еще не сумели договориться со своим перевозчиком и не стрясли 1000 евро за испорченную вещь, лучше точно знать, что можно и что нельзя везти в салоне. 66.RU изучил правила крупных российских авиакомпаний по перевозке музыкальных инструментов и хрупких вещей.
Как перевозить музыкальные инструменты
«Аэрофлот» | «Уральские авиалинии» | «ЮТэйр» | S7 | «Победа» | |
---|---|---|---|---|---|
Бесплатно в ручной клади | Один музыкальный инструмент с габаритами по сумме трех измерений не более 135 см. | Музыкальный инструмент нельзя провезти бесплатно. Норма бесплатной ручной клади: не более 55×40×20 см | Музыкальный инструмент нельзя провезти бесплатно. Норма бесплатной ручной клади: не более 55×40×20 см | Музыкальный инструмент нельзя провезти бесплатно. Норма бесплатной ручной клади: не более 55×40×20 см | Музыкальный инструмент нельзя провезти бесплатно. Норма бесплатной ручной клади: не более 36×30×27 см. |
Платно в ручной клади | Один музыкальный инструмент, габариты которого больше 135 см по сумме трех измерений, но не превышают 135×50х30 см. За перевозку инструмента придется платить как за пассажира. | При перевозке музыкальных инструментов в пассажирском салоне применяются правила перевозки для багажа, перевозимого в пассажирском кресле. | Музыкальный инструмент перевозится в кресле, для этого оплачивается отдельное место. Вес — не более 80 кг. | Музыкальный инструмент перевозится в кресле, для этого оплачивается отдельное место. Вес — не более 80 кг. | Музыкальный инструмент перевозится в кресле, для этого оплачивается отдельное место. Вес — не более 73 кг. Габариты по сумме измерений — не более 93 см. |
В багаже | В багажном отсеке в кофрах, обеспечивающих сохранность инструмента при транспортировке. | Музыкальные инструменты не входят в норму бесплатного провоза багажа и оплачиваются дополнительно. | Нет информации | Нет информации | Музыкальный инструмент весом не более 20 кг. |
Согласование с авиакомпанией | Не позднее чем за 36 часов до вылета | Нет информации | Требуется предварительное согласование с авиакомпанией | О перевозке музыкального инструмента нужно сообщить при оформлении бронирования или покупке билета | Для заказа и оплаты дополнительного места необходимо обратиться в колл-центр. При покупке дополнительного места норма багажа не увеличивается. |
Как перевозить хрупкие вещи
«Аэрофлот» | «Уральские авиалинии» | «ЮТэйр» | S7 | |
---|---|---|---|---|
Требования к багажу | Хрупкий багаж может быть перевезен в пассажирском кресле, его перевозка оплачивается как за пассажира. Вес хрупкого багажа не может превышать 80 кг, а его габариты не должны превышать 135×50х30 см. О перевозке такого багажа пассажир должен предупредить за 36 часов. | Не указано | Хрупкий багаж может быть перевезен в пассажирском кресле, его перевозка оплачивается как за пассажира. | Хрупкий багаж может быть перевезен в пассажирском кресле, его перевозка оплачивается как за пассажира. |
Где перевозить | В салоне и багажном отсеке. | В багажном отсеке. | В салоне и багажном отсеке, но перевозить хрупкий багаж не рекомендуется. | |
Кто несет ответственность | Ответственность за целостность и сохранность багажа несет пассажир. | Хрупкий багаж может быть принят к перевозке при условии, что авиакомпания не несет ответственности за целостность содержимого или упаковки. На регистрации рейса такой багаж оформляется к перевозке по багажной бирке ограниченной ответственности. | Авиакомпания не несет ответственности за повреждение хрупких и непрочных вещей, скоропортящихся предметов, за денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые документы. | Авиакомпания не рекомендует провозить в багаже хрупкие и скоропортящиеся предметы, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, компьютеры, электронные средства связи, денежные обязательства, ценные бумаги и другие ценности, деловые документы, паспорта, удостоверения личности, ключи и т.п. |
Что делать, если багаж уже повредили
«Аэрофлот» | «Уральские авиалинии» | «ЮТэйр» | S7 | «Победа» | |
---|---|---|---|---|---|
В течение какого времени предъявлять претензию | При внутренней перевозке в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем получения багажа. При международной перевозке в течение 7 дней со дня получения багажа. | Немедленно, в аэропорту. | При повреждении багажа/содержимого претензия должна быть направлена не позднее 7 дней со дня получения багажа. | Немедленно, в аэропорту. | Немедленно, в аэропорту. |
Какие документы нужно предъявить | Заявление с указанием стоимости поврежденного багажа и года его приобретения; | Следует обратиться в службу розыска багажа в аэропорту с предоставлением перевозочных документов. Сотрудники составляют акт с описанием степени повреждений, который пассажир должен хранить до принятия решения по претензии. | Необходимо обратиться в службу розыска багажа в зоне выдачи багажа и оформить справку о неисправности при перевозке багажа (PIR) | Необходимо обратиться к сотруднику аэропорта для составления соответствующего документа о неисправности багажа (коммерческий акт, PIR), не покидая зоны выдачи багажа. | По прилете в аэропорт вы должны сообщить о повреждении багажа на стойке «Утерянный багаж» или «Востребование багажа» и заполнить акт о повреждении багажа до того, как вы покинете зал выдачи багажа. После заполнения акта вы получите инструкции по дальнейшим действиям. |
Куда направлять претензию | 141425, МО, Химкинский р-н, а/п Шереметьево-2 а/я 176 по почте или через ближайшее представительство ПАО «Аэрофлот». | Пассажир может написать письменную претензию в случае повреждения багажа. | |||
Какую компенсацию можно получить | На внутренних рейсах (багаж без объявления ценности) не более 600 руб. за 1 кг багажа. На международных рейсах (багаж без объявления ценности) не более 20 долларов за 1 кг багажа. Не несет ответственности за незначительные повреждения, не влияющие на дальнейшую эксплуатацию багажа. | Размер компенсации на внутренних рейсах определяется Воздушным кодексом РФ. При порче багажа вы получите 600 руб. за каждый килограмм и до 11 000 руб. за порчу или потерю ручной клади. | Размер компенсации на внутренних рейсах определяется Воздушным кодексом РФ. При порче багажа вы получите 600 руб. за каждый килограмм и до 11 000 руб. за порчу или потерю ручной клади. | Размер компенсации на внутренних рейсах определяется Воздушным кодексом РФ. При порче багажа вы получите 600 руб. за каждый килограмм и до 11 000 руб. за порчу или потерю ручной клади. | Размер компенсации на внутренних рейсах определяется Воздушным кодексом РФ. При порче багажа вы получите 600 руб. за каждый килограмм и до 11 000 руб. за порчу или потерю ручной клади. |