Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Шок. Отрицание. Агрессия. Как жить, если вы потеряли самых близких

3 мая 2018, 13:30
Шок. Отрицание. Агрессия. Как жить, если вы потеряли самых близких
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU
Третье мая — сороковой день после крупного пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». В результате трагедии погибли 60 человек, большинство — дети. Сегодня в Кемерово приедет патриарх Кирилл, чтобы провести панихиду по усопшим. О том, почему так важно собраться спустя 40 дней после трагедии и как пережить смерть близкого, 66.RU поговорил с психологом МЧС.

На фоне блокировки Telegram, авиаударов в Сирии и падения рубля пожар в «Зимней вишне» выпал из информационной повестки. Хотя для родственников погибших именно сейчас наступают самые тяжелые дни: сотрудники МЧС уехали, психологов рядом нет, первые поминки прошли, и люди один на один остаются с потерей. Смогут они выбраться из ада, сопьются или сойдут с ума — зависит только от них самих.

Когда случается массовое бедствие, будь то пожар в торговом центре или наводнение, на место происшествия вместе со спасателями приезжают психологи. Они находятся рядом с родственниками погибших и помогают тем пройти опознание. Как правило, специалисты проводят вместе с ними только несколько дней. Затем человек переживает потерю самостоятельно.

Психолог МЧС объяснила 66.RU, что происходит с человеком после смерти близкого, зачем нужно собираться через 40 дней после трагедии и как помочь себе или кому-то, у кого погиб родной человек.

Шок. Отрицание. Агрессия. Как жить, если вы потеряли самых близких

25 марта в Кемерово случился пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Из-за неубранного снега протекла крыша, вода попала на провода, и случилось короткое замыкание. В результате пожара погибли 64 человек, в том числе 41 ребенок.

— Первая фаза горя — шок и отрицание. Она длится от нескольких минут до нескольких часов. Если отрицание затягивается на неделю, это патология. Обычно в таком случае человек повторяет, что «этого не может быть», и отказывается верить в смерть близкого. Таким образом психика закрывается от негативной информации. Если человек застревает на этой стадии, ему помогают перейти дальше психологи. Проблема в том, что из-за отрицания не может пройти процесс опознания, раз тело не опознано, его не могут похоронить.

Игорь Востриков потерял на пожаре всю семью: троих детей, жену и сестру. Он одним из первых стал призывать людей выходить на улицы и обвинял в случившемся коррумпированных чиновников.

Вторая фаза — агрессия. Причем человек может обвинять в произошедшем всех: себя, окружающих, самого погибшего. Он злится из-за того, что чувствует себя оставленным. Было много совместных планов, надежд — а теперь все рассыпалось. Хочется биться головой об стену, крушить все вокруг.

Затем наступает стадия острого горя. Человек понимает, что остался один. Что больше жизнь не будет прежней. Приходит осознание смерти, и его накрывает самыми тяжелыми чувствами. Он может кричать, плакать без остановки. Психологов МЧС уже рядом нет — они сделали свою работу и уехали. Он остается один на один со своим горем, испытывает сильнейшую душевную боль, чувствует пустоту и бессмысленность. Такое состояние длится примерно полтора месяца после смерти. Ритуал устраивать поминки через 40 дней после смерти играет важную психологическую роль. После сорока дней горя человек встречается с близкими и знакомыми, чтобы осознать, что жизнь продолжается дальше.

Потом начинается фаза дезорганизации. Человек осознал горе, выплеснул чувства. Ему нужно перестраивать свою жизнь. Если жена ходила после работы в магазин за продуктами и оплачивала счета – теперь это придется делать самостоятельно. Или, например, самому готовить завтрак и варить кофе. Вакуум, возникший после смерти близкого человека, постепенно заполняется. Человек живет в депрессии.

Примерно через год наступает стадия остаточных толчков. Человек смог выстроить самостоятельную жизнь, адаптировался к новым обстоятельствам. Внешне кажется, что он успокоился. Но это не так. Волна горя накрывает человека, когда он натыкается на вещи погибшего, проходит мимо кафе, где любили вместе отдыхать, или видит в толпе знакомый силуэт. Переживания приходят и уходят.

Последняя стадия — принятие. Человек начинает новую жизнь. Не значит, что он забыл или больше не переживает об утрате. Он помнит, но может уже строить новые близкие отношения.

Сможет человек пройти через все стадии или застрянет на какой-то одной, зависит только от его собственных эмоциональных сил. Если на первых двух помогают психологи (во время чрезвычайных ситуаций), то потом они пропадают, и горе сваливается на него всей неподъемной массой. Человек может обратиться за помощью к психологам местных больниц и социальных центров, для него это будет бесплатно, но, как правило, пострадавший пытается справиться самостоятельно и замыкается в себе.

Единственная помощь, которую вы можете оказать, если страдает ваш близкий, — не бояться идти на контакт. Знакомые родственников погибших часто чувствуют неловкость и не знают, как подойти к человеку. Психолог рекомендует не бояться и стараться быть рядом, особенно во время стадии острого горя. Если человек плачет и кричит — значит, ему так надо. Если начал уходить в запой или заниматься саморазрушением, — постоянно говорить, что переживаете за него, и предлагать свою помощь.

Если горе случилось с вами, постарайтесь не замыкаться и не переставать общаться с окружающими. Нужно пробовать восстановить прежний режим: умываться по утрам, чистить зубы, обедать, ходить на работу. Тогда маленькими шажками вы сможете прийти к мысли, что мир изменился, но не разрушился.