С самого утра обстановка в городе наэлектризована. Люди вышли на стихийный митинг на площадь Советов и ожидали, что там выступит президент Владимир Путин, который прилетел в Кемерово глубокой ночью. Тысячи горожан потребовали предоставить «настоящие» данные о погибших в пожаре в торговом центре «Зимняя вишня». В руках они держали плакаты «Сколько реальных жертв?» и «Скажите мне! Я хочу знать». Власть в лице мэра Ильи Середюка и вице-губернатора Сергея Цивилева продолжила говорить о 64 жертвах, отказавшись публиковать пофамильные списки пострадавших.
Но этой цифре никто не верит. В воскресный день все три зала кинотеатра, которые вмещают 542 человека, были забиты. Двери, как рассказывают очевидцы, были заперты, и вряд ли, рассуждают они, кто-то смог выбраться оттуда живым. Родственники представили свой вариант, где сказано, что погибло 67 человек, а пропало без вести еще 85 человек.
Днем местные жители вместе с мэром отправились в морг, чтобы проверить наличие тел. Там им объяснили, что в здании нет трупов несовершеннолетних. Кто-то из участников акции сказал, что погибших детей увезли на хладокомбинат.
В Кемерово, а чуть раньше — в Волоколамске, сдетонировало. Несанкционированные народные сходы на Кузбассе и в Подмосковье вызваны недоверием к официальной информации, копившимся десяток лет, начиная с Норд-Оста и Беслана.
«К сожалению, все замалчивается. Вспомните Крымск в 2012 году. Официальная инфа — 168 погибших, по факту — трупы фурами магнитовскими вывозили. И это правда. У нас пол-Анапы там было, помогали завалы разбирать», — написала во «ВКонтакте» Юлия Тарасова. В эти дни кемеровчане свое время тратят на соцсети, поскольку к телевизору доверие подорвано.
В группах, посвященных трагедии, пользователи к постам с новостями оставляют много комментариев, где пытаются препарировать реальность.
Одни соболезнуют родственникам погибших, другие (они тоже делились на две группы) пытаются окрасить ужасную трагедию в политические цвета и используют заученные лозунги: «Это все прогнившая путинская вертикаль» или «Это все происки Запада». И очень-очень-очень много ругани. И столько же злости – из-за бессилия что-либо сделать.
Часть горожан задает правильные, но запоздалые, как и реакция власти, вопросы. «Наказать всех, кто принимал и подписывал бумаги о соответствии и исправности пожарного оборудования и пожарных выходов. Почему в нашей стране никогда не предпринимают меры для предотвращения трагедии, а начинают действовать, когда уже ничего не исправишь? Почему ТЦ нужно проверять после трагедии, а не раньше, чтобы эти трагедии по возможности избежать?» — недоумевает Андрей Капитонов.
И конечно, в администрации Кемеровской области анонсировали неожиданную ревизию всех торговых комплексов. Но только с согласования собственников, для чего-то оговорился Цивилев.
Те же, кому удалось абстрагироваться от этой катастрофы, начинают формулировать выстраданные выводы.
Екатерина Дунаева, местная жительница:
— Мы, родители, должны, наконец, осознать, в каком небезопасном мире живут наши дети. Мы сами прежде всего должны научиться брать на себя ответственность. Это тяжело, а для многих практически невозможно. Но мы должны научиться не проходить мимо халатности должностных лиц, разгильдяйства и попустительства тех, от кого зависят прежде всего безопасность и жизнь людей, мимо искрящихся проводок и забаррикадированных хламом запасных выходов. Как правило, мы стараемся не замечать этого, отводим глаза, идем дальше по своим делам и надеемся на авось. Я понимаю всех тех, кому хочется обвинять и рубить головы.
Женщина продолжила, что к людям должно прийти понимание, что каждому нужно начать меняться с себя, чтобы «хоть как-то тронулась эта закостенелая система коллективной безответственности». «Каждому из нас нужно обрести личную ответственность — охраннику, кассиру, билетерше, продавцу в магазине. Чтобы наши дети больше не гибли, чтобы мы, как и полагается родителям, уходили вперед них», — написала она.
На центральных улицах, возле «Зимней вишни» гарь, удушавшая 550-тысячный город в первые часы пожара, уже растворилась в воздухе. Проезжающие мимо площади Советов в знак солидарности и поддержки сигналят собравшимся там кемеровчанам, в соцсетях на три дня меняют свои аватарки на траурную свечку, на счета убитых горем родственников со всех точек страны присылают деньги, в городах проходят поминальные акции, объявляется траур…
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Следователи информацию о возгорании ТЦ строго дозируют, из-за этого она распространяется по сарафанному радио. Атмосфера секретности стала благотворной почвой для распространения дезинформации. Например, про отставку бессменного губернатора Амана Тулеева, попросившего прощения за то, что случилось на территории, лично у Путина, или про назначение на его место Цивилева, обвинившего отца (он потерял в пожаре пятерых человек, из них троих детей) в «пиаре на трагедии», а потом вставшего перед народом на колени, про кладбище, где якобы было подготовлено более 200 могил (как оказалось, места запросили всего три семьи).
Из петиции за отставку областного правительства:
— В Сети появляется все больше сообщений о телах в мусорных пакетах. О том, что в морге заказано больше трехсот мест. Почему больше суток не выносят тела, а вывозят ночью? Почему не сообщают о сотнях пострадавших и раненых, которыми переполнена больница? О том, что у людей отбирают мобильные телефоны, камеры, а опознающих заставляют подписывать бумагу о неразглашении.
В петиции активисты, ссылаясь на публикации в СМИ, отмечают, что в здании были заблокированы запасные выходы, полностью отсутствовала система пожаротушения, последняя проверка МЧС в торговом центре проходила в 2016 году.
На момент публикации новости ее подписали почти 25 000 человек, и подписи продолжают поступать каждые три секунды.
На фоне истерии Владимир Путин пообещал наказать всех причастных к пожару. «В Кемерово работают 100 следователей из Москвы, по всей цепочке пройдем», — сказал президент на экстренном совещании, где присутствовали семьи жертв, после чего примерно в 13:00 по местному времени покинул областную столицу. 28 марта назначено днем национального траура.
P.S. После десяти часов протеста кемеровская администрация все-таки обнародовала списки. Туда вошли 25 погибших, личности которых установлены, и 38 человек, пропавших без вести. Кроме того, опубликован список из 39 человек, которые пострадали во время пожара.