Появление «зеленых» лагерей стало активно обсуждаться с лета 2017 года. Этому предшествовал резонансный конфликт между осужденными мусульманами и вором в законе Русланом Гегечкори (Шляпа Младший) в колонии Тывы. Междусобица, начавшаяся на сугубо бытовой почве, привела к тому, что один из уроженцев Чечни ударил «законника» в лицо. Через несколько часов после этого Гегечкори со своими сторонниками ворвался в мечеть колонии, где молились его обидчики. Нападавшие избили уроженцев Чечни и Дагестана и разнесли убранство дома Аллаха. Эти события получили широчайший резонанс, а последователи Ислама в Сети активно обсуждали, как отомстят вору в законе за нападение в мечети. Но главным было то, что мусульмане доказали, что будут отстаивать свои религиозные убеждения, не считаясь с регалиями обидчиков. Таким образом, стало ясно, что в российских зонах появилась новая сила — «зеленая» масть.
Михаил Орский, автор книги «Путь русского гангстера»:
— Ядро «зеленой» масти — отчаянные ребята, выжившие при проведении контртеррористических операций, к примеру, на Кавказе. Они попадают в колонии, где фанатично продолжают исповедовать ислам. К ним — волевым, харизматичным, тянутся гастарбайтеры, попавшие в лагеря за мелкие преступления. В уцелевших ваххабитах они находят опору. Образуются группы, которые, почуяв силу, начинают насаждать свои правила. А через несколько лет освобождаются готовыми к совершению терактов.
После появления тюремных джамаатов (исламских сообществ) они якобы стали брать под контроль целые колонии. Эксперты видят в этом две главные опасности: нормы шариата идут вразрез с так называемым «арестантским укладом» (традиционным бытом осужденных, внутренним сводом неофициальных правил) и официальными правилами внутреннего распорядка (ПВР) колоний. Второй проблемой является вовлечение новых последователей в радикальный ислам.
Так, в 2016 году в нижнетагильской ИК-5 сотрудники выявили сторонника ИГ (запрещена на территории Российской Федерации), призывающего сокамерников к джихаду.
Пресс-служба ГУФСИН по Свердловской области:
— В ходе оперативных мероприятий отдела по противодействию преступным группам и борьбе с терроризмом управления ГУ ФСИН, совместно с сотрудниками оперативного отдела ИК-5, был выявлен осужденный, призывавший к экстремизму. Он призывал сокамерников к нападению на лиц, не исповедующих ислам, с целью их избиения.
Впрочем, представители свердловской службы исполнения наказаний утверждают, что это чуть ли не единичный случай исламского экстремизма на вверенной им территории. Первые лица среднеуральского ГУФСИН уклоняются от прямого ответа на вопрос о существовании в Свердловской области «зеленых» колоний или тюремных джамаатов. «Поймите, давно уже нет ни «черных» (колоний под контролем воров в законе), ни «красных» (колоний под жестким контролем администраций), ни «зеленых» колоний. Все уже давно перемешалось», — неофициально объясняют представители ФСИН.
Однако они признают наличие определенных проблем из-за большого количества осужденных мусульман. Согласно официальной статистике свердловского ГУФСИН, в подведомственных учреждениях отбывают наказание около 1400 последователей ислама. При этом христианами являются около 10 000 арестантов.
Фото: архив 66.ru |
---|
В российских колониях около 55% христиан и 45% мусульман |
До 2016 года работой со свердловскими осужденными занимался имам верхнепышминской Медной мечети Мухаметзинов Айрат-хазрат. Однако после того, как силовики изъяли из мечети экстремистскую литературу, договор с ГУФСИН был расторгнут. На поиски новой исламской организации, к которой у силовиков нет претензий, ушло более года. Все это время среднеуральские мусульмане-арестанты были предоставлены сами себе. В итоге новое соглашение было заключено с Региональным Духовным Управлением мусульман Свердловской области (РДУМ СО). На территории Среднего Урала у организации работает около 30 имамов, которые и возьмут в ближайшее время на себя работу с осужденными мусульманами.
Сегодня даже ГУФСИН провело совместный обучающий семинар с имамами. Одним из основных экспертов стал имам-хатыб соборной мечети «Мунира» Кемерово Рубин-хазрат Муниров, который считается главным экспертом в России по вопросам осужденных мусульман. По его словам, в первую очередь проповедников ортодоксального ислама необходимо научить работе с осужденными.
Рубин-хазрат Муниров, имам-хатыб мечети «Мунира»:
— Я, будучи имамом в мечети, на проповедях говорю, что всевышний будет проклинать человека, который торговал наркотиками. Но представьте себе, если я при посещении колонии, где, наверное, треть сидит за продажу наркотиков, буду им говорить: «Аллах вас проклял, горите в аду!» Как они после этого будут ко мне относиться? Поэтому нужно стараться обдумать свое посещение.
Однако ни у мусульманского духовенства, ни у руководства ГУФСИН пока нет понимания, как сделать возможным мирное сосуществование ПВР и исламских правил. Как, например, последователь ислама может молиться пять раз в день, не нарушая при этом правил колонии?
Евгений Устинов, заместитель начальника ГУФСИН по Свердловской области:
— Невозможно для проведения того или иного обряда остановить, к примеру, свою работу, а потом приступить к ней. Самое главное сегодня нам выработать понимание того, что необходимо сделать, чтобы все остались в плюсе.
По данным 66.RU, ФСИН пытается предложить исламским лидерам России выпустить фетву (правовая позиция), разрешающую мусульманам, отбывающим наказание, пропускать положенные молитвы. В ответ в свердловских колониях будут возводить новые мечети.
Между тем из-за своих убеждений мусульмане вступают в конфликты не только с администрацией, но и с другими осужденными сугубо из-за бытовых вопросов. К примеру, когда сокамерники режут свиное сало, единственным имеющимся в камере ножом. После этого он становится непригодным для мусульман. Преступный мир также пытается найти выход из создавшегося положения. При этом представители криминала, с которыми удалось побеседовать корреспонденту 66.RU, утверждают, что не собираются сдавать свои позиции в угоду исламским.
Аноним:
— Проблема в том, что традиционно зона считается домом вора. Он является главным авторитетом. Но у мусульман нет авторитетов кроме Аллаха. Поэтому они отказываются подчиняться нормам «арестантского уклада», они ломают его. Происходит конфликт.
Минувшей осенью свердловские арестанты даже обсуждали прогон (послание-требование, подписанное ворами в законе) о недопустимости нарушений тюремного «уклада» мусульманами.
Анвар-хазрат Хабиров, заместитель муфтия РДУМ СО:
— Криминал тоже напрягся. Поэтому наша задача — укрепить классический ислам, существовавший со времен Екатерины Великой. Чтобы люди могли разобраться. Потому что проблема радикального ислама постоянно будет нарастать.