Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Типичный избиратель и его главные страхи по версии государства. Что не так в новых агитроликах Кремля

19 февраля 2018, 17:56
Типичный избиратель и его главные страхи по версии государства. Что не так в новых агитроликах Кремля
Фото: Скрин, u-f.ru
В соцсетях распространились вирусные пропагандистские ролики с призывом идти на выборы. Избирателей пугают геями и чернокожими, отказами в сексе и «красным террором». Сделанные по советским шаблонам ролики работают — за два дня они разлетелись по соцсетям и набрали сотни тысяч просмотров и перепостов. 66.RU посмотрел все три ролика с психологом, чтобы понять, каким видит государство типичного избирателя и его бессознательные страхи.

Кто именно стал автором роликов — неизвестно. В самом видео никаких выходных данных нет, а в соцсети под разными названиями его загрузили в десятки аккаунтов, некоторые из них создали всего несколько дней назад. Согласно самой популярной версии, ролики сняли по заказу Администрации Президента (у избирательного штаба Владимира Путина есть задача обеспечить победу их кандидата при высокой явке).

Первая и самая популярная короткометражка показывает жизнь обычного россиянина, которому снится, как изменится страна, если он не проголосует на выборах. Герой ролика предстает жирным, небритым и лысеющим мужчиной, живущим в каком-то старом доме. С женой у него вечные конфликты (по классике, она наверняка ему изменяет). Кроме того, никакого намека на секс в его жизни нет и быть не может.

Итак, что случится со мной, по мнению авторов ролика, если я не проголосую 18 марта?

Со мной будет жить гей

Типичный избиратель и его главные страхи по версии государства. Что не так в новых агитроликах Кремля
Фото: Скрин, ролик на YouTube

Герой ролика обнаруживает у себя на кухне молодого гея, которого по новому закону оставили у него дома «на передержку» после расставания с партнером. Кроме того, по тому же закону, если гей не успеет найти себе пару, то быть с ним придется главе семейства, о чем ему сообщает жена.

Любовь Владыкина, психолог:

Типичный избиратель и его главные страхи по версии государства. Что не так в новых агитроликах Кремля

— Образ гомосексуалиста здесь совершенно нереалистичный, впрочем, как и жены. Все вместе складывается в страхи не отягощенного образованием и развитым критическим мышлением гражданина. Если ты не проголосуешь или, более того, проголосуешь «не за того», то кто-то другой примет новый закон про геев, а виноват будешь ты.

Кстати, пользователи соцсетей усмотрели в образе гея на кухне отсылку к Ксении Собчак, которая выступает за легализацию ЛГБТ-союзов.

Меня призовут в армию

Типичный избиратель и его главные страхи по версии государства. Что не так в новых агитроликах Кремля
Фото: Скрин, ролик на YouTube

Героя пытаются призвать в армию: повестку ему приносят несколько военных. И неважно, что мужчине уже 52 года, ведь призывной возраст всегда можно повысить.

Любовь Владыкина:

— Призыв — это страх любого мужчины. Нам намекают на то, что «не тот» может сделать так, что вы снова окажетесь в армии, хотя по возрасту не можете быть даже в запасе. Особенно это воздействует на тех, кто уже отслужил в советское время, потому что эти воспоминания эмоционально заряженные. А особенно — у тех, кто служил где-нибудь на северах или на Дальнем Востоке, в условиях плохого снабжения и дедовщины.

Психолог обращает внимание на то, что сам герой ролика в этой сцене совершенно беззащитен. Он в домашней одежде, почти раздет, следовательно, чувствует себя беззащитно, как маленький ребенок. Чужие люди проникают в его неприкосновенное жилище и действуют беззаконно, а спрятаться от них невозможно.

Кроме того, среди военных есть темнокожий, что тоже подается авторами ролика как негативные перемены. По мнению эксперта, здесь расчет сделан на нетолерантных и неграмотных людей, которые враждебно настроены к людям с другим цветом кожи.

Мой сын станет Павликом Морозовым…

Типичный избиратель и его главные страхи по версии государства. Что не так в новых агитроликах Кремля
Фото: Скрин, ролик на YouTube

Сын в пионерском галстуке просит у главного героя четыре миллиона рублей на охрану школы. Возможно, авторы имели в виду не только образ коммунизма, но и предателя Павлика Морозова.

Любовь Владыкина:

— Сын-пионер — это образ «пятой колонны» в своей же семье. Маленькая сволочь, которая завтра же предаст своего отца. Мы возвращаемся к концу 20-х годов, когда дети носили такую униформу, когда пропагандировалась идея того, что все под колпаком, всех вычислят.

Также пользователи соцсетей увидели в ролике издевательства над коммунистами (что, по их мнению, отпугивает от кандидата от КПРФ Павла Грудинина).

…и будет просить 4 млн на охрану школы

Школьные поборы здесь, скорее всего, выступают в качестве отсылки к эпохам террора в России.

Любовь Владыкина:

— Эта сцена соединяет сегодняшний день с прошлым: нас запугивают, что если мы не проголосуем, то снова наступит террор. Здесь и обесценивание денег, и возвращение в то время, когда страх и террор были на каждом шагу. Кроме того, это еще и возврат в 90-е, это «крыша» — кто-то эту школу «крышует», поэтому ребенок должен платить.

Как считает психолог, этот ролик сделан по всем советским стандартам.

Любовь Владыкина:

— Агитационная пропаганда и манипулятивное воздействие делают так, что кампания действительно работает. Ролик основан на человеческих инстинктах. Он состоит из множества слоев: в нем собраны буквально все страхи запуганного пропагандой обывателя лет сорока (и больше), критическое мышление которого не очень развито.

Я не выполню долг

Следующий ролик рассказывает про беременную женщину, которая спешит проголосовать до закрытия избирательного участка. Как считает психолог, потенциальная аудитория видео — так называемая социальная группа «яжматерей» (которым кажется, что все вокруг им что-то должны, потому что у них, видите ли, ребенок).

По мнению Любови Владыкиной, этот ролик пропагандирует идею того, что любая ложь нужна и полезна, если торопишься на выборы. Ради этого можно нарушать правила и создавать опасные ситуации.

Любовь Владыкина:

— Девушка манипулирует страхом того, что она родит прямо в машине. Здесь говорится о том, что и обман, и угрозы хороши для того, чтобы проголосовать. Девушка создает опасные для жизни ситуации, требует, чтобы водитель ехал быстро, нарушал правила, выезжал на встречку. Ей наплевать на ребенка — главное, успеть на выборы. Обесценивается все: и семейные устои, и сама жизнь. Это возвращение к СССР: важно только выполнить долг перед государством, а не родить здорового ребенка.

Меня обломает девушка

Третье видео рассчитано на «гоповатую» молодежь, которая никогда не ходит на выборы. Но, судя по положительной реакции пользователей социальных сетей, в этот раз пойдет обязательно (создатели ролика точно попали в интересы своей аудитории).

Незамысловатый сюжет рассказывает о молодом человеке, который вечером в воскресенье пришел в ночной клуб. У бара он познакомился с девушкой, которая сразу повела его подальше от чужих глаз. Перед поцелуем девушка вдруг останавливается и спрашивает, исполнилось ли парню 18 лет. «Да, я уже взрослый», — отвечает молодой человек.

Тем не менее девушка решает задать еще один интересующий ее вопрос: «Ты сегодня голосовал?» Получив отрицательный ответ, она произносит «Тогда какой же ты взрослый» и, поправляя спадающую с плеч кофту, уходит.

Любовь Владыкина:

— Давление осуществляется на низменные инстинкты и желания людей от 18 до 25 лет. Особенно ролик воздействует на парней 18–20 лет, которые обучаются в системе. Секс — самая актуальная потребность любого мальчика. В ролике формируется образ желанного партнера, мол, нужно спать только с теми, кто ходил на выборы; неважно, какие у тебя цели и ценности, ты не можешь быть взрослым, если не голосовал. Процентов 90 на это поведутся.

Вопрос
А вы пойдете на выборы 18 марта?
  • 73%
  • 27%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

ЛГБТ признана в РФ экстремистской организацией