Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Так можно майнить или нет?! Инструкция для верующих

19 февраля 2018, 11:52
Так можно майнить или нет?! Инструкция для верующих
Фото: Скрин, m.ru-an.info
Пока в светском государстве издают законы, регулирующие добычу криптовалюты, верующие консультируются с духовными наставниками, чтобы понять, грешно ли зарабатывать на «битках».

Недавно Рамзан Кадыров заявил, что решил приобрести «долю в биткоине», чтобы «совершенствоваться самому» и «разбираться в новшествах». Желание главы Чеченской Республики разобраться в вопросе с точки зрения религии запустило серьезную дискуссию среди исламских ученых во главе с муфтием Чечни Салахом-Хаджи о халяльности криптовалюты. 66.RU решил спросить, что думают мусульмане, буддисты, христиане и иудеи о майнинге и биткоинах.

«На решение повлияет Коран, а не Рамзан Кадыров»

Свое мнение 66.RU озвучил Абдуль-Куддусс Ашарин, председатель Духовного управления мусульман Свердловской области. Он признался, что не разобрался с криптовалютами, но готов принять решение ученых, каким бы оно ни было.

— Пока еще улемы-ученые не вынесли окончательного решения по криптовалютам. Фетвы мировых ученых я не видел.

Криптовалюты — это искусственные деньги, которые реально ничем не подкреплены. Они ничего не имеют под собой — ни товаров, ни золота, ни каких-либо запасов. Хоть их и продают за реальные деньги, но сами по себе они виртуальные.

Пока я не интересовался этой темой, и мои прихожане ко мне по этому поводу не обращались. Думаю, если криптовалюты будут в ходу, муфтии и ученые-улемы соберутся на общероссийскую богословскую конференцию и вынесут фетву.

Рамзан Ахматович не сможет повлиять на решение ученых. Он хаджи, богобоязненный и уважаемый человек среди российских мусульман, но он не алим. Его отец-покойничек, герой России Ахмат-хаджи Кадыров, не принимал бы скоропалительных решений в отношении религии.

На решение муфтиев будет влиять Коран, сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и учитывать местную ситуацию. Рамзан Кадыров может стать инициатором созыва конференции, но не больше.

«Далай-лама не учит, как зарабатывать деньги»

Руководитель Буддийского центра алмазного пути традиции Карма Кагью Максим Банных говорит, что никто из его знакомых-буддистов с майнингом не сталкивался. Да и сам он относится к затее с иронией.

— Каждый сам выбирает способ зарабатывать деньги. Все зависит от того, как они тратятся. Если человек потратит [на майнинг] полжизни, сожжет два сарая, а потом выяснится, что это мыльный пузырь, будет обидно и не очень полезно. Я бы, на самом деле, подождал, во что это выльется. У меня нет желания связываться с майнингом, потому что это может быть спекуляцией.

Буддисты — не верующие, они не думают, попадут они в рай или в ад. Критерии оценки немного другие. Если что-то приносит человеку пользу — прекрасно, если что-то вредно, то с этим лучше не связываться. Если кто-то из буддистов начнет майнить и у него получится — это хорошо. Будем надеяться, что он сможет использовать заработанные деньги на пользу.

Далай-лама никогда не будет учить людей, как зарабатывать деньги. В этой области нет ограничений. Единственные, кому могут что-то запретить, это монахи. Но у них и так 256 запретов [которые они соблюдают], монахи не работают и отношения к деньгам не имеют. Как зарабатывают миряне — это их личное дело. Разумеется, воровать нехорошо, обманывать нехорошо, потому что это повлечет последствия (в буддизме это называется карма).

Если, например, случайно [произошел пожар в квартире, где майнят криптовалюту], а человек этого не хотел, то последствия для него будут минимальными.

«Компьютер работает, а вы идете в синагогу»

Михаил Оштрах руководит национально-культурной еврейской автономией в Екатеринбурге. Он сразу заявил — религиозных проблем, связанных с конкретной денежной единицей, не существует.

— Я думаю, майнинг закончится, как любая пирамида. Кто успел наработать биткоины, тот, может быть, их продаст и получит навар. А те, кто [присоединится] в конце, не получат ничего. Криптовалюту добывает компьютер. Вы загружаете программу, она работает круглосуточно. Компьютер работает автоматически.

В субботу — шаббат — иудеям нельзя совершать действий, которые изменяют мир. Могу привести пример: в шаббат нельзя ездить в лифте. В Израиле в многоквартирных домах и в гостиницах по субботам лифты ездят автоматически, останавливаясь на каждом этаже. Он открывает, закрывает дверь и едет дальше. Если не нажимать кнопок, [предписание не нарушено], все происходит автоматически.

То же самое с компьютером — если он работает автоматически, то еврейскому закону это не противоречит. А вы в субботу делаете все, что полагается, — ходите в синагогу, к примеру.

Никто из наших религиозных деятелей по поводу криптовалют не высказывался, потому что там нет ничего противоречивого. Проблема в том, что никто не знает, что это и когда закончится. Пока это способ заработать деньги.

«Люди закладывают имущество ради покупки криптовалют»

В отличие от других конфессий, в православии уже определились с отношением к криптовалютам. По мнению патриарха Кирилла, оно должно быть как минимум осторожным. Приводим его выступление по теме.

— Не могу не сказать о явлении, от которого уже многие пострадали. В последнее время в мире получили распространение так называемые криптовалюты и, в частности, биткоины. Известно, что многие люди закладывают и продают имущество, чтобы быстро обогатиться, скупая криптовалюты.

На экране показывают неудержимый рост биткоина по отношению к доллару. И каждый говорит: «Надо действовать, надо покупать эти биткоины!» И ведь покупают, закладывая свое имущество, продавая свои дома… А потом вдруг биткоин за две недели рушится, и люди понимают, что они ничего не выиграли, а проиграли. Потеряли все, что имели.

Церковь видит свою задачу в воспитании человека таким образом, чтобы он не был порабощен страстями и стремился к праведному труду, который, конечно, должен достойно вознаграждаться. Но и государство в такой ситуации призвано защитить человека от чрезмерных рисков и даже прямого обмана. В том числе и посредством законодательного регулирования.