Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Кради, убегай, выкладывай в соцсети. Как мальчиков из хороших семей превращают в серийных воров

9 февраля 2018, 10:09
Фото: Скрин, камеры наблюдения
Мы выяснили, что сообщества шоплифтеров (магазинных воров) «ВКонтакте» устроены по тому же принципу, что и группы смерти, — в них есть свои кураторы, задания и исполнители. О том, зачем подростки воруют из магазинов дорогие и не очень вещи, и как это связано с соцсетями, — читайте в материале 66.RU.

66.RU неоднократно писал о банде малолетних грабителей, которые безнаказанно воруют вещи в самых дорогих бутиках в центре Екатеринбурга. Уже год с ними не может справиться полиция. Еще в конце февраля прошлого года администрация магазинов BOSCO и Hugo Boss, расположенных в ТЦ «Европа», распространила в СМИ информацию о серии краж из бутиков, совершенных одной и той же группой молодых людей. Кадры с камер наблюдения, зафиксировавших преступления, поражали самоуверенной дерзостью воришек. Молодые люди хватали одежду с плечиками и просто выбегали на улицу.

По приблизительным подсчетам руководства екатеринбургского BOSCO, только за 2017 год из магазина «вынесли» товара на 150 тысяч рублей (подсчет велся по себестоимости). Известно, что в течение года таким же атакам подверглись бутики Armani, Calvin Klein, Hugo Boss и другие. Такие случаи происходят регулярно во всех регионах страны. Согласно Global Retail Theft Barometer, в 2015 году Россия попала на десятое место из 24 стран по сумме издержек. В общем она составила 9,04 миллиарда долларов, из которых 34% (то есть целых 3 миллиарда долларов!) составил шоплифтинг.

При чем тут социальные сети?

Шоплифтеры — это магазинные воры. Они выносят из супермаркетов, гипермаркетов и бутиков все, что могут вынести. Главное отличие шоплифтинга от старого воровства, которое существовало всегда, — это комьюнити и активность в социальных сетях. Сегодня шоплифтер — это целая профессия, а схема «заказчик — исполнитель» тщательно отработана и успела начать обрастать своими гарантами — чтобы не кинула ни одна из сторон. Часть шоплифтеров идет «на дело» по предварительному заказу от клиента, часть продает украденное уже по факту. Обычно ворованные вещи уходят за половину их стоимости.

В русскоязычном сегменте интернета можно обнаружить сотни тематических форумов, YouTube каналов и, конечно, групп «ВКонтакте». В комьюнити есть целые тьюториалы от опытных шоплифтеров: о том, как найти слепую зону в супермаркете; какие товары как легче украсть; сколько можно брать, чтобы не попасть под действие УК; как вести себя, если поймали; как создать «броник» из фольги для шоплифтинга, который блокирует магнитные сканеры в магазине, и многое другое.

В тех же сообществах «ВКонтакте» можно найти исполнителя — того, кто украдет для вас вещь на заказ, там же — продать украденные вещи за половину рыночной цены. Там же заботливая администрация пабликов продает оборудование, необходимое для безопасных краж. Участники комьюнити живо общаются, выкладывают фотографии украденных вещей и хвастаются, у кого сумма утащенного больше. Особо ценится эксклюзивный контент — видеозаписи процесса кражи, которые присылают сами участники сообщества. Ради лайков и популярности они даже не пытаются скрывать лица.

Кради, убегай, выкладывай в соцсети. Как мальчиков из хороших семей превращают в серийных воров
Фото: 66.RU

Школьники любят рассказывать истории о том, как троллили охранников и избегали наказания. Или, наоборот, — выкладывать фотографии обвинительных актов.

Почему такие сообщества до сих пор не закрыли, спросите вы? Группы регулярно блокируются Роскомнадзором по решению судов. Но они снова и снова возрождаются под такими названиями, что неподготовленный пользователь не всегда поймет, что к чему. Буквы заменяются на похожие цифры и символы — например, «Шоплnфтnнг вынесли спnздnли» или «x158x ШОПЛNФТNНГ/SH0PLIFTИNG/ВЫНЕСЛN/СПNЗДNЛИ/». Кстати, цифра 158 в названии паблика, как вы могли догадаться, — номер уголовной статьи, регулирующей кражи.

Кради, убегай, выкладывай в соцсети. Как мальчиков из хороших семей превращают в серийных воров
Фото: 66.RU

Так выглядит объявление гаранта, который следит за тем, чтобы сделка состоялась и обе стороны выполнили условия

Кроме того, сами администраторы сознательно делают группы закрытыми и в описании сообществ пишут, что цель группы — вовсе не пропаганда воровства, а «проверка и выявление уязвимостей охранных систем в магазинах». Или, например, что сообщество объединяет бывших клептоманов, которые свое поведение осознали и встали на путь истинный.

Из описания сообщества x158x:

— Сейчас поясним, если вы видите публикацию с одеждой или едой и над постом вывешена некая сумма — это то, что мы купили на свои, честно заработанные, деньги. Повторимся, мы не призываем воровать, совсем наоборот. Выкладывая истории, фотографии или видеозаписи — мы хвастаемся. Радуемся вещам, которые купили, и хотим, чтобы об этом событии узнали другие бывшие клептоманы.

Всего в соцсети около ста пабликов со странными названиями вроде «Люблю магнит как твою маму» или «Магаззино Охраззино». Большая часть подписчиков — школьники и студенты с фейковыми аккаунтами без реальных имен и фотографий.

Как все происходит?

Один из ведущих шоплифтеров сообщества «СПNЗДNЛИ» — Аркаша — собрал единомышленников и пошел воровать в торговый центр. Аркаша украл из магазина «Спортмастер» куртку за 12 тыс. руб. и очень этим доволен. Он слишком тщеславен для того, чтобы скрывать свое лицо, ведь аудитория Periscope ему чуть ли не поклоняется. Для них Аркаша — герой.

Осторожно, видео 18+ и содержит нецензурную лексику

Подобные «заходы» в компании Аркаши происходят регулярно: на следующий день после того, как шоплифтер обзавелся новой курткой, он вернулся в тот же торговый центр вместе с друзьями. Они украли из супермаркета Bacardi и там же его распили. Заодно Аркаша еще несколько раз похвалился новой курткой. Подписчики, кстати, оценили — только за первую минуту к трансляции подключились 54 человека.

Но для многих шоплифтеров мало трансляций с рассказами о том, где и что они украли. В конце концов, кто узнает, что Аркаша не врет? Поэтому по-настоящему классным считается снять на go pro сам процесс. Чем более дерзко — тем круче.

Впрочем, для того чтобы получить настоящее признание аудитории, шоплифтерам приходится постараться. В сообществах регулярно проводятся конкурсы с призовым денежным фондом: например, кто круче всех «потроллит вальта» (так шоплифтеры называют охранников) или украдет товаров на как можно большую сумму.

Осторожно, видео 18+ и содержит нецензурную лексику

Где охотятся шоплифтеры?

Чаще всего воруют в сетевых гастрономах — выносят все, начиная от шоколадок до дорогого алкоголя и сыров с плесенью. Также в особом почете и бытовая химия — тратить деньги на зубные пасты и прочую ерунду подростки не хотят. В книжных воруют комиксы, в обувных — дорогие мартинсы, в магазинах одежды — либо продукцию массовых марок вроде Zara и H&M, либо сразу Armani и Bosco. Верхом мастерства считается бытовая электроника: достать ее магазинным ворам сложнее всего. Средняя сумма одного «захода» шоплифтера — несколько тысяч рублей. Но стащить за раз могут и коробку с плитками шоколада, и ящик виски.

Кради, убегай, выкладывай в соцсети. Как мальчиков из хороших семей превращают в серийных воров
Фото: 66.RU

Часто наборы, которыми несовершеннолетние шоплифтеры делятся «ВКонтакте», крайне забавны: например, за один заход — кошачий корм, пять зубных паст, оливковое масло, презервативы и шоколад. И все это — с томиком старика Ницше.

Но где же охрана?

Проще всего слепую зону найти в продуктовых. Заныкаться туда, где нет камер, проверить, не следит ли охранник. И дальше с каменным лицом по отработанной схеме: спрятать вещи в сумку — и на выход. Однако в последнее время охранники часто работают в торговом зале в штатском и ходят по рядам под видом покупателей. Нужно признать, этот метод оказывается действенным — здесь шоплифтерам помогают только внимательность и осторожность.

Чтобы на выходе не сработали рамки, противоугонные датчики шоплифтеры снимают. Клипсы можно снимать спицами или проволокой, некоторые используют специальные мощные магниты (купить такой без проблем можно в тематических сообществах за 2–3 тыс. руб.). Некоторые избавляются от датчиков уже дома: одни используют специальные глушилки противокражных антенн, другие изнутри застилают сумки фольгой (она экранирует сигнал рамки, и устройство не срабатывает). Опытные шоплифтеры также знают, что часто на товаре бывают спрятаны еще и «тревожные» наклейки — на них рамки тоже реагируют.

В обувных шоплифтеры внаглую надевают новые ботинки, а свои убирают в коробку. В магазинах одежды надевают кофты на себя или убирают в сумку. Там, где на входе в примерочные выдают бирки с количеством вещей, шоплифтеры просто прячут понравившуюся вещь среди остальных — как правило, это никто не проверяет. Так что обойти систему совсем не сложно.

Кради, убегай, выкладывай в соцсети. Как мальчиков из хороших семей превращают в серийных воров
Фото: 66.RU

Так выглядит объявление исполнителя, оказывающего услуги кражи одежды на заказ, — как бесконечная черная пятница.

А если шоплифтер попадется?

Чаще всего шоплифтеры включают свои актерские способности и выкрикивают фразы вроде: «Я ничего не брал! Вы ничего не докажете! Обыскивать меня может только сотрудник полиции!» Как правило, если сумма украденного небольшая, охрана идет на переговоры — либо просит заплатить (часто в х-кратном размере), либо просто вернуть вещь обратно.

Если шоплифтеру не повезет, охрана вызовет полицию. Дальше все зависит от суммы украденного: до 2500 рублей — административное правонарушение (пятикратный штраф от суммы сворованного либо арест на пятнадцать суток). Больше 2500 — уголовная ответственность (штраф до восьмидесяти тысяч рублей, обязательные работы до 360 часов, принудительные работы или ограничение свободы на срок до двух лет и арест на срок до четырех месяцев).

Впрочем, в сети есть целые курсы, обучающие шоплифтингу. Один из админов сообществ магазинных воров — Жирный Еврей, также известный как Иван Андреевич — пытается продавать свои «знания» и подробно рассказывает, как и в каких ситуациях себя вести. Сейчас тьюториал от гуру шоплифтинга Жирного Еврея слили в открытый доступ, но раньше за него нужно было заплатить — 700 рублей за текстовый вариант, 1000 — за видео.

Из мастер-класса от Жирного Еврея:

Кради, убегай, выкладывай в соцсети. Как мальчиков из хороших семей превращают в серийных воров

— Заходишь в магазин, берешь корзину и для вида нагружаешь ее едой, которую потом купишь. То, что хочешь вынести, суешь в штаны или под рубашку (...). Если тормозят на кассе — значит, ты где-то «накосячил». Администрация будет играть на твоем страхе и пытаться раскусить. Но помни — пока ты не на улице, а в магазине, то, даже спрятав еду, ты ничего не нарушил — нет состава преступления. Либо выкладывай ее, говоря, что взял случайно, и потом оплачивай, либо иди обратно в зал и там оставляй.

Зачем они это делают?

Единой философии, объединяющей всех шоплифтеров вместе, нет. Но есть три основные причины.

Первая — про протест. Для многих подростков воровство в магазинах — это способ борьбы с проклятыми капиталистами-эксплуататорами. Потому что магазин богатый, а ты бедный — значит, с них не убудет. И вообще, в стоимость товара уже включена куча наценок. В том числе — и наценка за возможные хищения. В общем, все по Евтушенко: «Я Родину свою люблю, но ненавижу государство».

Вторая — про азарт. Воровство — это квест, который нужно тщательно придумать, продумать и пройти. В результате ты получишь адреналин и ощущение собственного могущества и превосходства над всеми — значит, намного острее. Это причина чаще всего толкает на воровство, в погоне за опасностью, именно девочек и мальчиков из хороших семей.

Третья — про деньги. Некоторые начинают воровать, когда у них нет денег на самое необходимое. Другие таким способом зарабатывают большие суммы.