Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Рождество надо отмечать 31 декабря»: православный священник — о том, почему христиане опоздали на неделю

8 января 2018, 07:30
«Рождество надо отмечать 31 декабря»: православный священник — о том, почему христиане опоздали на неделю
Фото: 66.RU
Накануне православные праздновали 2018 лет со дня рождения Мессии. Перед Рождеством верующие строго постятся и в новогодние каникулы, как правило, не участвуют в застольях и гуляниях. В колонке на 66.RU священник Екатеринбургской епархии объясняет, почему это воздержание никому не нужно.

В христианском мире есть множество Церквей, каждая из которых имеет свои особенности. Одной из них является календарь. Русская православная церковь живет по Юлианскому, в отличие, например, от Римской католической, которая ориентируется на Григорианский (он принят в большинстве стран мира). И православные, и католики отмечают Рождество 25 декабря. Но если у вторых эта дата совпадает со светским календарем, то первые «опаздывают» на две недели и вынуждены пропускать новогоднее веселье из-за строгого поста. Священник Екатеринбургской епархии, иерей Вячеслав К. (имя изменено по просьбе спикера) в колонке на 66.RU объясняет, почему Рождество нужно перенести на 31 декабря.

— Мы живем по Юлианскому календарю, который называют старым стилем, поэтому Рождество, которое отмечается 25 декабря, в светском календаре приходится на 7 января. Перед праздником идет 40-дневный пост, последняя неделя которого — самая строгая. Если в течение поста нам иногда разрешается вкушать рыбу и морепродукты, то в последние шесть дней по уставу нужно отказаться и от них.

Окружающее веселье диссонирует с настроением поста. Например, 1 января Церковь празднует память мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от пьянства. Женщины и старушки читают акафисты за своих сыновей, чтобы те не замерзли где-нибудь в сугробе после новогодних возлияний.

Сейчас идут активные дискуссии вокруг календаря. Я считаю, мы должны вместе решить, когда праздновать Рождество. Мы считаем года от Рождества Христова — новой эры. Было бы очень правильно и символично отмечать его 31 декабря. Тогда Новый год будет наступать после Рождества. Это будет логично и легко войдет в жизненный уклад.

Думаю, в Церкви найдутся ортодоксы, которые на мои слова скажут: «Надо сжечь попа на костре!» Моя позиция объясняется просто. Никто не знает, когда родился Христос. Нам известно, что было зимой во время переписи населения, примерно знаем год, а день — нет.

Празднование Рождества установилось через два-три века после события. Его стали отмечать 25 декабря, чтобы заменить языческое новолетие. С этого дня продолжительность светлого времени суток увеличивается, солнце начинает прибывать. Поэтому в праздничном тропаре (краткое песнопение — прим. ред.) поется: «Возсия нам Солнце правды — Христос Бог наш».

На Руси Новый год отмечали сначала на Благовещение, потом его перенесли на 1 сентября (в нашей культуре остался учебный год в школах, как отголосок праздника), а Петр I окончательно определился с датой. Когда страна жила по старому стилю, сначала праздновали Рождество, которое дает повод для нового летоисчисления. А ближайший месяц к празднику — январь, поэтому год логично начать с него.

Поэтому сейчас предлагается вернуть такой порядок празднования — сначала Рождество, затем Новый год. Хотя мы, как православные, не хотим никого ущемлять, но призываем помнить источник истинной радости. Все ущербные удовольствия в конечном итоге приводят к страданиям и разочарованиям, а настоящая радость связана с Богом и идет на пользу человеку.