Сергей Кудь-Сверчков — российский космонавт-испытатель, который полетит на Международную космическую станцию в 2019 г. Он приехал в наш город на пару дней, чтобы открыть «КосмоЁлку» в «Екатеринбург-Экспо» и рассказать детям о космосе. Журналист 66.RU поговорил с Сергеем и расспросил его о ситуации в российской космической отрасли, о том, какие фильмы про космос правдивы, а какие — нет, и готов ли он сам покорять Марс.
— Сергей, расскажите, как стать космонавтом? Как у вас это получилось?
— На самом деле все просто. После школы я поступил в Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, проучился там шесть лет и стал инженером. Пошел работать в ракетно-космическую корпорацию «Энергия» имени С.П. Королева, которая создает космические корабли. После пяти лет работы я подал заявление в отряд космонавтов.
Чтобы мое заявление было принято, мне пришлось основательно подготовиться, сдать много медицинских тестов, проверок и пройти собеседования, чтобы доказать, что мои знания соответствуют требованиям. После этого я был признан годным по состоянию здоровья и попал на курсы как кандидат в космонавты в центр подготовки в Звездном городке, который находится недалеко от Москвы. Там я два года готовился с ребятами, которых тоже выбрали.
— В чем заключалась подготовка?
— Было множество испытаний. Есть специальная парашютная подготовка и водолазная, работа со скафандром, подготовка полета в невесомости, полеты на самолетах, но основное — это теоретическая подготовка. Мы огромное количество времени проводим с учебниками и на лекциях — это основа, без нее ничего не может быть.
— То есть космонавтом может быть тот, кому в школе повезло с учителями физики и математики, кто в этих науках разбирается и заканчивает технический университет?
— Да. По сути, сейчас космонавт выполняет множество функций: он и пилот космического корабля, и инженер, который обслуживает космическую станцию, ремонтирует ее, разбирается в оборудовании; он проводит научные эксперименты, выходит в открытый космос, общается с разными людьми. Поэтому космонавт совмещает в себе несколько профессий, он может быть одновременно и ученым, и пилотом, и инженером.
Конечно, человек с техническим образованием сможет это все делать. Космонавт должен понимать, как происходят физические процессы, уметь считать, обязательно знать английский язык (и русский язык тоже), разбираться и в биологии, и в геологии. Тому, кто изучает физику, в принципе другие науки понятны, он знает, как все работает. Человеку с гуманитарным образованием пока что проблематично попасть в космонавты.
![]() Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
|---|
— Можно ли словами описать невесомость, те чувства, что испытываешь, находясь в ней? Можно ли объяснить нам — тем, кто никогда не испытывал это и вряд ли испытает?
— Это довольно сложно описать. Я еще не побывал в космосе, но мы выполняем полеты на самолете-лаборатории, где создается кратковременный эффект невесомости 25–30 секунд. Первые впечатления — тебя будто подвешивают в воздухе, в пространстве, и если ты не касаешься ничего, что есть вокруг тебя, то ты беспомощен. Ты можешь махать руками и ногами, но никуда не двинешься.
Лететь как птица не получится, плыть как рыба не получится, передвигаться можно, только отталкиваясь от стен космического корабля. При этом, если ты оттолкнешься неровно — так, как мы это делаем, стоя на земле, — то ты не только отлетишь от стены, а еще и закрутишься. Перемещения не похожи на те, к которым мы привыкли.
— Получается, ты ничего не контролируешь?
— Контролируешь, но только если ты этому научился. Ты уже имеешь немного другую координацию движений, переучиваешься даже. На самом деле, это быстро происходит, человеческий организм легко приспосабливается к космическим условиям — буквально за несколько дней. Так же быстро организм перестраивается, когда космонавт возвращается на Землю из космоса: учится заново сохранять равновесие, ходить.
— Как вы думаете, когда мы сможем летать в космос как туристы? Реально ли это вообще?
— Прежде всего, полеты в космос должны быть настолько безопасны, чтобы обычный человек мог сесть в корабль и полететь. Сейчас же уровень космической техники и ее сложность не дают возможности летать как пассажир, это опасно. Только специально подготовленные люди могут это делать. По сути, космический турист, который летал на Международную космическую станцию, — это просто очень подготовленный космонавт.
Пока такого уровня безопасности, как на пассажирских самолетах, мы не достигли. Но я думаю, когда-нибудь это должно случиться, как произошло и в авиации: на первых самолетах пассажиров не было, а теперь мы не представляем себе жизнь без перелетов, и нам не нужны никакие специальные знания, чтобы прилететь из одного города в другой. Все зависит от уровня развития технологий.
![]() Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
|---|
— Что вы думаете по поводу колонизации Марса, к которой сейчас усердно готовятся? Вы бы хотели попасть в эту программу?
— Конечно, это безумно интересно. Но космонавты — высокоподготовленные специалисты, а не сумасшедшие, готовые лететь куда угодно без возможности вернуться обратно. Главное для нас — вернуться назад на Землю живыми и здоровыми. К сожалению, современные технологии не позволяют отправить человека на Марс и гарантированно вернуть его оттуда с сохранением жизни и здоровья; есть много технических проблем, которые мы еще не решили, чтобы так делать.
Тем не менее я думаю, что к освоению космоса и полетам на Марс надо стремиться. Это безумно интересно и с человеческой точки зрения, и с точки зрения науки. Однозначно, это будет прорыв.
— Есть такая фраза «Юра, прости, мы всё… (потеряли, — прим. ред.)», думаю, вы ее слышали. Она о том, что нам стыдно перед Юрием Гагариным за то, что мы даже не пытаемся совершать подвиги, как он; о том, что для России космос потерян. Как вы думаете, эта фраза вообще имеет право на существование? Она правдива?
— Да, я знаю эту фразу. И я не хотел бы комментировать всю отрасль в целом, у меня нет компетенций оценивать, «потеряли» или нет. Просто в массовом сознании космос уже давно стал чем-то обыденным, перестал быть мечтой, потому что космонавты регулярно совершают полеты, и мы все пользуемся космическими технологиями: картами, космическими снимками, спутниковой навигацией, спутниковыми телефонами; мы прогнозируем погоду при помощи спутниковых систем. Космонавтика дала многое — те же липучки на одежде, которые мы используем.
Но очень сильно изменилось отношение общества: космонавтика перестала быть популярной, перестала быть передовой отраслью, в которую стремятся все. Хотя сам космос не стал менее сложным, менее опасным и менее прекрасным.
![]() Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
|---|
— Вопрос про российский кинематограф: у нас снимают фильмы о космосе только про прошлое. Как, например, летал Юрий Гагарин, как выходил в открытый космос Алексей Леонов. Но про будущее или настоящее фильмов нет. Действительно ли это потому, что космос — это больше не наша мечта, как вы думаете?
— Все-таки это вопрос к кинематографу и режиссерам, но я думаю, людям могут быть интересны и фильмы, снятые на основе реальных событий из прошлого, и фантастика. Хорошо снятый фильм всегда приятно посмотреть.
— Вы сам смотрите фильмы с космической темой? Есть любимые картины?
— Если честно, мой любимый фильм про космос — это американский «Аполлон-13». Именно в нем космический полет, отношения внутри экипажа, работа центра управления полетов показаны достаточно достоверно. При этом сохранена драма и хорошо описаны реальные события без нагнетания. Еще один очень хороший фильм — «Время первых» про Алексея Леонова и Павла Беляева.
Есть множество фильмов, в которых много выдумки, но они позиционируются как правдивые. Тот же «Интерстеллар» — чистая фантастика. Снимают много смешных фильмов про космос, но я не буду о них говорить, чтобы не навязывать своего мнения.
— Что бы вы сказали детям, чтобы зародить в них любовь к космосу, чтобы у них была та мечта, о потере которой мы с вами говорили?
— Я бы хотел, чтобы дети были любопытными. Сейчас для них доступно много информации, но у них нет привычки ее проверять. Я бы хотел передать детям желание всем интересоваться, развиваться, работать над собой, беречь здоровье, задавать как можно больше вопросов окружающим и себе, заниматься наукой, много учиться и верить в себя.


