В конце 2016 года в новой книге Андрея Солдатова и Ирины Бороган «Битва за Рунет» авторы привели статистику о судебных разрешениях, выданных российским спецслужбам на прослушивание телефонов граждан, за 2007 и 2012 годы.
«Битва за Рунет»:
— В 2007 году спецслужбы получили от российских судов 265 937 разрешений на прослушивание и запись телефонных переговоров, а также перехват e-mail, включая сообщения в социальных сетях и мессенджерах. В 2012-м таких разрешений уже было 539 864.
Согласно данным статистики Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, которые позже опубликовала СМИ, в 2015 году суды выдали 845,6 тысячи разрешений на прослушку — в 3,5 раза больше, чем в 2007-м. Отклонено было только 5,7 тысячи запросов — около 0,7%.
При этом разрешение на прослушку выдается на полгода. Только представьте, с каким количеством разных людей вы говорили по телефону за это время. Очевидно, что в телефонном разговоре всегда участвуют минимум двое, поэтому количество прослушанных людей можно смело умножать на два. Из данных выходит, что фактически по закону тайна переписки существует, но если очень хочется, то можно прослушать или посмотреть переписку любого.
Но разве прослушка — это законно?
Законодательно тайна переговоров регулируется двумя основными документами — Конституцией и Уголовным кодексом. Согласно первому, за человеком сохраняется право на неприкосновенность частной жизни и тайну телефонных переговоров. Существует также 138-я статья Уголовного кодекса, в которой штрафом до 80 тысяч рублей или исправительными работами может закончиться «нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан». Конституция, конечно, дает право на тайну частной жизни и тайну коммуникаций, но это право ограничивается законом о ОРД (оперативно-разыскной деятельности).
Поэтому да, прослушка — это законно, но только по решению суда. Правда, в некоторых случаях следователи могут обойтись и без него — если речь идет о готовящемся преступлении. Например, в декабре в ФСБ РФ сообщили, что руководство ячейкой террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в России), планировавшей теракт в Петербурге, осуществлялось главарями организации из-за рубежа через мессенджер Telegram. Очевидно, что данные интернет-трафика спецслужбы в данном случае перехватили заранее, как только возникли подозрения.
Так, 29 мая 2013 года на суде по делу Алексея Навального его защита заявила ходатайство о недопустимости привлечения прослушки переговоров в качестве доказательства, но судья Сергей Блинов отклонил его. Защита пыталась доказать, что записи переговоров были сделаны незаконно, без санкции суда. Ранее, в декабре 2012 года Верховный суд России признал законным прослушивание телефонов депутата Екатеринбургской городской думы от партии «Яблоко» Максима Петлина, в деятельности которого суд увидел признаки экстремизма.
Другое дело, что сотрудники ведомства правом доступа к частной жизни нередко злоупотребляют. Легализовать незаконную прослушку просто: достаточно поместить данные необходимой персоны в список подозреваемых по какому-либо уголовному делу. При этом "счастливчики", попадающие в такие перечни, об этом, разумеется, не знают. А судьям, как правило, не очень интересно, как тот или иной контакт связан с материалами дела.
Как писало издание BBC, цитирую депутата Геннадия Гудкова, который более 10 лет проработал в КГБ СССР, «есть судьи, которые «прикомандированы» к различным органам. У них задача — давать разрешение на те или иные оперативно-технические мероприятия. По факту это превращается в то, что сидит свой человек — судья, притаскивают всякие задания, или вовсе без таковых, а просто показывают некий телефон и формально пишут, что среди связей Бин Ладена установлены десяток, сто, двести телефонов, которые сразу берутся на контроль».
Окей, тогда кто может меня прослушивать?
В России существует СОРМ — система оперативно-разыскных мероприятий, позволяющая российским спецслужбам прослушивать телефонные разговоры и перехватывать интернет-трафик. По закону любой оператор связи в России должен ставить на свои каналы специальное оборудование, которое обеспечивает работу СОРМ. Правом на легальную прослушку в России обладают ФСБ, МВД, СВР, ФСКН, ФТС, ФСО и ГУФСИН. При этом главной все равно остается ФСБ — ей принадлежит контроль за аппаратурой, обеспечивающей работу СОРМ. Не забывайте, что все почтовые сервисы и мессенджеры хранят переписку пользователей и могут выдать ее силовым ведомствам под давлением.
Кстати, СОРМ есть в нескольких вариациях: СОРМ-1 была разработана еще в 1980-х годах и необходима только для прослушивания телефонных переговоров. СОРМ-2 предназначена для мониторинга интернет-активности пользователей и начала внедряться с 2000 года (система состоит из отдельного сервера, подключенного к пульту управления ФСБ, — программно-аппаратного комплекса, по командам с которого можно перехватывать весь трафик отдельных пользователей). СОРМ-3 существует с 2014 года и предназначена для хранения метаданных, то есть информации о фактах звонков, интернет-сессий и переданных сообщений, а также получения данных об абонентах из внутренних систем оператора.
Часто прослушку используют также в корпоративных целях. Обычно контроль телефонных разговоров проводится с целью предотвратить либо слив информации конкурентам, либо некорректное общение с клиентами. Любой человек, позвонивший в офис, может опротестовать факт записи разговора в судебном порядке. В некоторых компаниях от этого защищает фраза «В целях повышения качества обслуживания телефонные разговоры записываются», которая предупреждает о прослушивании телефонной линии, соответственно, обеспечивает обоюдное согласие сторон на запись.
Даже если вы обычный студент или мирная бабушка и не представляете интереса ни для государства, ни для бизнес-структур, думать, что вы в безопасности, не стоит. В любой момент каждый может стать жертвой мошенников. Например, с помощью переписки в мессенджерах можно добраться до банковского счета человека или просто шантажировать владельца, угрожая уничтожением или публикацией сообщений и документов (или, наоборот, обнародованием приватного контента).
Как рассказывает руководитель направления информационной безопасности в части B2B/B2G Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком» Григорий Ахунов, есть два основных типа жертв похищения конфиденциальной информации: случайная и целенаправленная.
Григорий Ахунов, руководитель направления информационной безопасности в части B2B/B2G Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком»:
— Чтобы не стать случайной жертвой, важно не открывать письма от неизвестных пользователей. Это вопрос гигиены, чаще всего фишинговые атаки происходят именно так. В телефонах масса уязвимостей и стороннего софта, доступ к которым может получить любой профессионал. С целевыми атакуемыми все сложнее: если у вашего злопыхателя достаточно денег, то он, скорее всего, получит о вас всю информацию, которую захочет.
При этом любой оператор сотовой связи обязан соблюдать российское законодательство и по решению суда предоставлять спецслужбам любую конфиденциальную информацию, подтверждает Григорий. Если лицо подозревается в правонарушениях, в любом случае никто не будет спрашивать у него разрешение на прослушку.
Григорий Ахунов:
— В случае запроса правоохранительных органов оператор связи предоставляет информацию в соответствии с утвержденными регламентами.
Я не хочу, чтобы меня слушали, как мне защититься?
Директор компании «ЗАЩИТНЫЙ МОДУЛЬ» Илья Якимиди рассказывает, что проще всего получить информацию о человеке — это прослушать его мобильный телефон. Специалист по информационной безопасности поделился с 66.RU простыми и доступными каждому способами защитить свои данные.
Как определить, прослушивают вас или нет?
• Батарея телефона стала разряжаться быстрее, чем обычно.
• Соединение по набранному номеру стало устанавливаться дольше.
• Во время разговора вы постоянно слышите посторонние звуки.
• Исправный телефон вдруг начал чудить (например, внезапно перезагружаться).
Что сделать, чтобы вас не слушали?
1. Установите на свой смартфон скремблер. Это устройство, которое подключается к телефону и никак себя не проявляет до момента начала разговора. Оно кодирует звуковой сигнал, и ваша речь становится непонятной ни для кого, кроме вас и вашего собеседника. Очень полезное устройство для борьбы со сторонними подключениями.
2. Для самых важных переписок, где поднимаются деликатные вопросы, используйте кнопочный телефон или самые непопулярные мессенджеры типа Signal. В каждом хакере сидит маленький Наполеон. Поэтому если они ломают мессенджеры — то в первую очередь самые популярные, чтобы одним махом получить доступ к огромному количеству пользователей. Если пользователей мало — то им это неинтересно.
3. Создайте свой сервер IP-телефонии, зашифруйте трафик с помощью VPN (такая связь защищена на 99,9%). Если есть партнеры и поставщики, общение с которыми вы предпочли бы скрыть от посторонних, проще всего пользоваться IP-телефонией и зашифровать все соединения при помощи VPN. При ваших звонках друг другу вы будете использовать шифрованный канал, который надежно защитит всю информацию от взлома.