Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Здесь вас не ждут. Истории людей, привыкших встречать Новый год вдали от шумной толпы

1 января 2018, 06:00
Принято считать, что Новый год — это массовый праздник, но есть те, кто с этим не согласен. 66.RU поговорил с буддистом, православной игуменьей и сторожем-животноводом о том, как спрятаться от людей в Новый год.

Буддист

Нашего собеседника зовут Арам. Он не монах, а трудник — человек, который работает на благо монастыря. В буддийском Шад Тчуп Линге он отвечает за взаимодействие с гостями. Арам консультирует всех интересующихся, которые звонят в монастырь.

— Мы могли бы и не праздновать, но особенности менталитета не позволяют. Были у нас туристы, которые приходили в монастырь 31-го, чтобы побыть в одиночестве в Новый год. Но в итоге и они оказывались за общим столом, отмечали вместе с нами, хотя сначала никого не хотели видеть.

Новый год мы празднуем как обычно, правда, без алкоголя — он запрещен правилами монастыря. Ходим в баню, кушаем салатики, пьем чай, обсуждаем итоги года, строим планы на следующий, дарим друг другу мандарины. Продукты и подарки нам приносят гости.

Ночью собираемся за одним столом и слушаем речь президента. Это важная часть вечера — прослушать напутствие главы Российской Федерации на год. Только смотрим мы не по телевизору, а в интернете. Обычно праздник длится до двух часов ночи.

А со второго января начинается настоящее паломничество — в монастырь приходят по шестьдесят человек в день. На ночевку, конечно, остается меньше. Люди просто заглядывают к нам, когда гуляют по окрестностям Качканара. В обычные дни такое бывает редко — по будням почти никто не приходит, по выходным — может быть несколько человек.

Игуменья

Матушка Питирима (Лисицына) — настоятельница Боголюбского женского монастыря под Красноуфимском. Она руководит общиной, в которую входит восемь сестер. Обитель находится недалеко от села Сарсы-II с населением в несколько сотен человек. В отличие от буддистов, православные монахини Новый год игнорируют или встречают его в молитве.

— Мы не празднуем Новый год. Каждый день у нас похож на предыдущий, и 1 января тоже. С шести утра у нас начинается молитвенное правило, затем литургия. Во второй половине дня богослужения до восьми часов вечера. Все идет по уставу монастыря. Поэтому для нас нет никакой разницы, наступил ли Новый год или другой праздник.

В монастырях готовят то меню, которое благословлено руководством обители — игуменом или келарем. Как правило, в Новый год отличий в трапезе нет. У нас в это время Рождественский пост, поэтому мы не едим мясо, яйца и молочные продукты. Иногда мы практикуем сухоедение, пищу без масла и отсутствие горячих блюд. Но даже в таких условиях можно приготовить что-то праздничное, например, оливье. В миру существует предубеждение — мол, это мясной салат, но его можно накрошить и с рыбой.

Праздничное настроение у нас приходит только на Рождество. У каждого монастыря есть свой объем работы, который нужно выполнить до праздника. Грандиозная подготовка к Рождеству идет в больших монастырях, которые расположены в крупных городах. Если обитель находится вдали от мегаполиса и она небольшая, то и к торжеству готовится скромнее. Самое главное — достойно встретить рожденного Христа, принести ему свои духовные дары.

Православные люди заранее планируют отпуск и едут в монастырь, чтобы забыть о суете мира, работе, неприятностях. У нас они молятся и трудятся во славу Божию, и для них это отдых. Наш монастырь находится в деревне, вдали от города, и это многим нравится.

К паломникам мы относимся по-доброму. Они выполняют несложные послушания. Если нас завалило снегом, то гости будут помогать его разгребать. Люди, которые хотят уединиться, могут помолиться в храме в одиночестве или уйти на гору, посмотреть на природу вокруг.

Мы не принимаем много паломников. У нас есть возможность разместить до десяти человек на ночлег, поэтому к нам приезжают люди, с которыми мы знакомы. Всех подряд не берем, а то приедут, долбанут по голове и все, «со святыми упокой». В январе 2016 года в Белоруссии паломница убила игуменью, игумен Даниил погиб в Переславле от рук бомжа-паломника. Поэтому теперь только по звонку, договору и знакомству.

Сторож

Михаилу Владимировичу 60 лет. Раньше он работал на ферме в Волчанске, последние годы сторожит урочище Баронское в районе Североуральска. Он живет один в доме посреди тайги и Новый год, как правило, отмечает в одиночестве. Урочище используется как база отдыха и музей, но в праздники часто пустует из-за труднодоступности — проторенной тропы туда нет, ехать придется по бездорожью. Об отшельнике 66.RU рассказал владелец урочища Михаил Цыганко.

— На заимке Михаил Владимирович живет почти два года, большую часть времени проводит в одиночестве. Бывает, больше месяца людей не видит. Раньше он работал на ферме в Волчанске, ухаживал за животными. У нас на заимке они тоже есть — там бараны живут. Но основная его обязанность — следить за усадьбой-музеем. Там у нас три домика, землянка и музей. Мы собрали коллекцию предметов, которые относятся к старательскому промыслу. Сотню лет назад на Баронском мыли золото, поэтому мы до сих пор находим вещи, оставшиеся с тех времен.

На связь он выходит редко. От сотовой вышки сигнал еле доходит. Новый год наш сторож проводит как и любой другой день — сидит в избушке, книжки читает и радио слушает. А вот телевизора там нет, поэтому не знаю, удается ли ему услышать речь президента или нет. Конечно, иногда мы ему привозим водочку — надо же как-то в тайге жить человеку. Раз в месяц передаем по бутыльку, поэтому он не злоупотребляет.

В этот раз он попросил привезти ему бритвенные станки. Наверное, мы ими не ограничимся и привезем ему бутылку шампанского или сами туда отмечать поедем, чтобы ему не скучно было.

Ему очень нравится в лесу, он доволен своей работой — сыт, обут, одет. Я, может быть, тоже в лес уйду, когда на пенсию выйду.