Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Похоронщики сообщили нам о смерти дедушки раньше врачей». Как наказать гробовщиков и их информаторов

7 декабря 2017, 12:17
«Похоронщики сообщили нам о смерти дедушки раньше врачей». Как наказать гробовщиков и их информаторов
Фото: 66.RU
Привлечь к ответственности людей, наживающихся на чужом горе, трудно, однако возможно.

После того, как 66.RU опубликовал историю жительницы Екатеринбурга, которая дважды вызывала скорую своему тяжелобольному отцу, а с врачами приезжали сотрудники похоронных служб, в редакцию обратились еще несколько людей с похожими историями. Например, как рассказала Галина Минц, в ноябре у нее умерла мать. После того как женщина вызвала скорую помощь, ей перезвонила неизвестная, представилась сотрудницей полиции и сообщила, что сейчас в квартиру приедет работник муниципальной похоронной службы.

Галина Минц:

— Женщина назвала фамилию этого человека и сказала впустить его, а больше никого не пускать, так как все остальные — мошенники. Естественно, и этот оказался мошенником. Понаехало много агентов, был жесткий прессинг в дверь, телефон, домофон, СМС. Успокоились они только тогда, когда тело моей мамы вывезла ритуальная служба, которую я сама вызвала. Я убеждена, что информацию могли передать только в скорой помощи.

Похожий случай произошел в декабре 2016 года с нашим читателем Кириллом Котомчаниным. Когда умер его дедушка, ему позвонили на городской телефон (также после его звонка в скорую) и предупредили, что к нему приедет сотрудник морга ЦГБ №7.

«Похоронщики сообщили нам о смерти дедушки раньше врачей». Как наказать гробовщиков и их информаторов

Кирилл Котомчанин:

— Только я положил трубку, сразу в домофон позвонил мужчина и представился сотрудником «семерки». Он зашел, показал какую-то корочку и начал рассказывать, сколько будет стоить вывоз тела, хранение. В итоге набежала круглая сумма. Он сразу предложил заключить договор, но мы решили еще подумать.

После этого в домофон звонили еще несколько человек, задавая один и тот же вопрос: «Это у вас горе?» Один из похоронщиков представился полицейским, чтобы его впустили. В итоге, так и не прорвавшись в квартиру, один из сотрудников ритуальной службы остался караулить родственников умершего внизу и ко всем, кто выходил из подъезда (в три часа ночи таких было немного) обращался с вопросом, не у них ли случилось горе.

Однако не всегда в разглашении информации о смертях или тяжелых болезнях винят сотрудников скорой помощи. Иногда подозрение падает на врачей. Как рассказала 66.RU Оксана Гаревских, в 2015 году в больнице скончался ее дедушка. О смерти родственника женщина узнала от похоронного агентства. По всей видимости, его сотрудники пришли к ним домой, но, не застав никого, оставили в двери буклеты с информацией о своей фирме. «Когда умерла в реанимации моя бабушка, была точно такая же ситуация: буквально через час после случившегося к нам домой приехали молодые люди и оставили свои буклеты по оказываемым услугам», — уточнила Оксана Гаревских.

«Похоронщики сообщили нам о смерти дедушки раньше врачей». Как наказать гробовщиков и их информаторов
Фото: 66.RU

Как рассказал адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов Дмитрий Загайнов, наказать людей, наживающихся на чужом горе, достаточно сложно. Врачей и сотрудников станций «Скорой помощи» невозможно поймать с поличным, так как их разговоры с похоронщиками не фиксируются. Звонки от больных и их родственников, поступающие по линии 03, записываются. А вот личные разговоры уже не отследить.

В этой ситуации адвокат советует пострадавшим написать заявление в правоохранительные органы по факту раскрытия персональных данных без согласия. В заявлении нужно указать, что родственники умершего не обращались в похоронные службы.

Дмитрий Загайнов, адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов:

«Похоронщики сообщили нам о смерти дедушки раньше врачей». Как наказать гробовщиков и их информаторов

— Это станет отправной точкой для проверки. Правоохранители установят, имела ли место утечка информации от сотрудников скорой помощи. Для этого они обратятся в то ритуальное агентство, которое приезжало после вызова скорой, и его сотрудники должны будут дать вменяемое объяснение, откуда они взяли информацию о больном или умершем и о его адресе.

Результаты проверки предугадать сложно, но если они не устроят пострадавшего, он имеет право обжаловать решение полицейских в прокуратуре. К слову, в надзорное ведомство можно обратиться сразу, минуя правоохранительные органы.

По закону за разглашение персональных данных третьим лицам без письменного согласия должностным лицам грозит 10–20 тыс. рублей штрафа, юридическим лицам — 15–70 тыс., а гражданам — от 3 до 5 тыс. рублей (ст. 13.11 КоАП).

Самих похоронщиков наказать можно только при соблюдении нескольких условий. Так, уголовная ответственность грозит сотрудникам ритуальных служб, которые представляются полицейскими и, таким образом, вводя в заблуждение клиентов, подписывают с ними договор на оказание услуг. Второе важное условие — это причинение клиенту имущественного ущерба.

Как рассказывал участник рынка ритуальных услуг, похоронщики платят своим информаторам за слив информации об умершем, а уплаченную сумму «размазывают» по счету. В итоге клиент может заплатить гробовщикам в полтора раза больше реальной стоимости услуг.

По словам Дмитрия Загайнова, именно эту разницу между реальной стоимостью услуг и фактически уплаченной могут признать имущественным ущербом. В этом случае похоронщикам грозит наказание по статье 159 УК РФ («Мошенничество»).

К слову, прецеденты, когда врачей наказывали за слив информации похоронным агентствам, были. Например, в 2013 году заведующую оперативным отделом по приему и передаче вызовов от населения ГБУЗ Самарской области «Самарская станция скорой медицинской помощи» Ольгу Семенову за это приговорили к штрафу и обязали выплатить компенсации пострадавшим. Также женщину уволили и запретили два года работать в больницах. Судили ее по статье 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).