Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Метрополитен Екатеринбурга принял новые правила безопасности: досматривать будут 8 из 10 пассажиров

23 ноября 2017, 13:40
Метрополитен Екатеринбурга принял новые правила безопасности: досматривать будут 8 из 10 пассажиров
Фото: Антон Буценко; архив 66.RU
Екатеринбургский метрополитен согласился с новыми требованиями к безопасности на объектах транспорта и заявил, что намерен соблюдать их полностью. Рассказываем, что будет, когда сотрудники городского метро начнут следовать каждому пункту спорного постановления.

После теракта в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 г. правительство РФ выпустило постановление №410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена». Документ вводит более жесткие критерии безопасности в метро. Фактически новые правила предполагают, что пропуск пассажиров должен осуществляться в том же режиме, который сейчас действует в аэропортах.

Требований к «субъекту транспортной инфраструктуры», который должен обеспечить безопасность в метро, в положении, принятом в апреле 2017 г., перечислено больше сорока. В администрации Екатеринбурга журналисту 66.RU подтвердили, что требования постановления планируют выполнять в полном объеме. Новые правила обеспечения безопасности будут внедряться на всех станциях метро по мере готовности — согласно закону, на их реализацию у метрополитена есть до полутора лет.

Полицейские будут досматривать на входе 8 из 10 пассажиров

Согласно постановлению, семь-восемь человек из каждой десятки будут подвергаться дополнительному досмотру. В настоящее время суточный пассажиропоток Екатеринбургского метрополитена составляет порядка 137 тыс. пассажиров. Ежедневно сотрудникам придется проверять не менее 96–110 тыс. человек.

По словам представителей администрации, по просьбе сотрудников сил транспортной безопасности пассажирам также будет необходимо выкладывать все из карманов и предъявлять ручную кладь к досмотру.

Не до конца понятно, каким образом процедура будет реализовываться в часы пик, даже с учетом установки дополнительных комплексов из рамки и рентгена. Вероятно, время ожидания перед входом в подземку сильно увеличится, а в вестибюлях станций образуются столпотворения (которые могут создать дополнительную террористическую угрозу).

Рамки будут реагировать на 180 граммов металла — то есть пищать постоянно

В администрации отметили, что рамочные детекторы «будут настроены на параметры, которые позволят эффективно проводить мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в зависимости от количества металла».

180 граммов суммарно — это пудреница, телефон и ключи. Этих вещей будет достаточно для того, чтобы рамки сработали, а они есть практически у всех — у девяти из десяти человек. Кстати, по словам директора Санкт-Петербургского метрополитена, в день теракта рамки тоже были настроены на 180 граммов, но нарушителю удалось через них пройти.

Пассажирам придется отвечать на вопросы полицейских где угодно и когда угодно

В постановлении есть пункт «собеседования с объектами досмотра». В администрации предупредили, что пассажирам надо быть готовыми ответить на вопросы полицейских. Причем разговор с сотрудниками может случиться где угодно (на контрольно-пропускных пунктах, постах в ходе досмотра, дополнительного и повторного досмотра) и когда угодно — с раннего утра и до полуночи.

Документы будут проверять даже на перроне

Как сказано в постановлении, «при перемещении объектов досмотра в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности, допускается проведение сверки документов». Будьте готовы к тому, что в любой части метрополитена вас могут попросить показать паспорт. Что будет в случае отказа или отсутствия документов — в тексте постановления не оговорено.

Запрещенные предметы будут отбирать на входе

В метрополитене должны будут выделить «отдельные помещения для временного хранения добровольно сданных или обнаруженных в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения». Здесь могут остаться все перочинные ножи, газовые баллончики и даже коньки и лыжи без чехлов.

За пассажирами будут следить сотни умных камер с памятью на лица

Документ подразумевает, что идентификация физических лиц будет вестись «при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) объекта метрополитена на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей». Сейчас на объектах метрополитена Екатеринбурга установлено более 700 камер видеонаблюдения, но после введения новых требований их станет еще больше. Они будут смотреть на вас, пока вы разглядываете рекламу на эскалаторе или ждете поезд. Более того — оборудование сможет узнать вас и хранить данные о вашей поездке в течение месяца.

Полицейских и сотрудников службы безопасности метрополитена станет еще больше

Количество сотрудников сил транспортной безопасности увеличится в соответствии с пунктом, который требует «увеличить в соответствии с планом объекта метрополитена количество (численность) групп быстрого реагирования на объекте метрополитена». Кроме того, по новым правилам, следить за безопасностью на объектах метрополитена в обязательном порядке также будут и полицейские. Так что к толпам желающих совершить поездку добавятся толпы людей в форме, бдящих за общественным порядком.

Как рассказали журналисту 66.RU в администрации города, на данный момент уже соблюдены требования в части видеонаблюдения и досмотровых мероприятий (рамки, рентгены, увеличение сил транспортной безопасности).

Отметим, что в июле 2017 г. глава петербургского метрополитена, устав отбиваться от Ространснадзора и прокуратуры, на три дня в качестве эксперимента разрешил проверять три станции подземки по всем правилам. Тотальный досмотр пассажиров создал огромные очереди, давку и негодование пассажиров. Время ожидания перед входом в подземку увеличилось до 20–30 минут.

К слову, министр транспорта РФ Максим Соколов после заседания координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти признал тотальный досмотр неэффективным. В администрации Екатеринбурга заверили, что «опыт других городов будет учтен при реализации требований по обеспечению безопасности».

Напомним, что после теракта в метро в Санкт-Петербурге в метрополитене Екатеринбурга также были усилены меры безопасности. В итоге на станциях екатеринбургской подземки, несмотря на меньший пассажиропоток, тоже скапливались огромные очереди. Всех заставляли проходить через рамки металлоискателей, проверяли документы у некоторых пассажиров на входе, в вестибюлях станций работали полицейские с собаками.

Впрочем, в итоге метрополитен Екатеринбурга провалил проверку ФСБ. В апреле переодетый сотрудник спецслужбы с сумкой на плече смог пронести муляж бомбы на станцию метро «Динамо». Потенциальный террорист беспрепятственно спустился на платформу, дождался поезда и вошел в вагон. Незаметно для остальных пассажиров спустил сумку с плеча, проехал несколько станций и вышел. Охранники заметили подозрительного мужчину лишь на выходе со станции «Проспект Космонавтов», но задерживать его не стали.