7 ноября в России отмечается столетие Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день 66.RU публикует интервью бывшего главы Временного правительства Александра Керенского, которое он дал сотруднику русской секции Radio Canada в Нью-Йорке — князю Александру Ливену в 1964 г.
В СССР это интервью вызвало резко негативную реакцию властей. Отметим, разговор Керенского и Ливена — это единственная аудиозапись беседы с участником Революции 1917 года.
Для тех, кому лень слушать интервью целиком, приводим краткую выжимку разговора:
- Основной причиной смены правительства стала война 1914 года. «В Европе — Англии, Франции, Германии, Австрии — с самого начала войны к участию в управлении были призваны представители так называемых трудовых масс. У нас этого не было. Пропасть между властью и народом все время углублялась. Все попытки убедить правительство переменить политику не удались».
- Когда в ночь на 27 февраля распустили Госдуму, к Думе со всех сторон начали стекаться бунтовавшие до этого солдаты. Они заявили, что будут защищать интересы народа.
- Вся революция в России произошла за 72 часа: утром 27 февраля было отсрочено заседание Государственной Думы, а уже днем 2 марта Николай II подписал Манифест об отречении от престола. «В эти три дня перевернулась история России».
- Новая власть состояла «из представителей левых, представителей буржуазных партий. Там были кадеты, прогрессисты и беспартийные люди. Никогда не забуду этих первых дней во Временном правительстве, когда мы все были охвачены только одним общим чувством — необходимостью спасти Россию от разгрома и установить в ней демократический строй, опирающийся на новое большинство населения».
- Первым делом Временное правительство объявило амнистию. Затем провозгласили свободу печати, слова и совести, и население приняло это «восторженно».
- Несмотря на то что Владимир Ленин занял враждебную позицию по отношению к Временному правительству и призывал не доверять ему, никто не препятствовал приезду Ленина в Россию.
- «Россия погибла из-за смычки двух ненавидящих друг друга врагов, ибо у них был общий враг. Потому что до тех пор, пока существует Временное правительство, пока существую я, русская демократия не могла быть уничтожена».