Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как понять, что ваш ребенок — наркокурьер. Четыре тревожных признака

30 октября 2017, 17:30
Колонка
Как понять, что ваш ребенок — наркокурьер. Четыре тревожных признака
Фото: Игорь Гром; архив 66.ru
На прошлой неделе Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга вынес решение по делу двух первокурсниц, пойманных на закладке. Разносившая наркотики студентка получила 3,5 года реального заключения. Ее 17-летняя подруга, которая не прикасалась к наркотикам, но по просьбе подруги отправляла их координаты через Telegram, — 3 года. Обе девушки — из хороших, благополучных семей, одна из них — студентка Архитектурной академии. О том, как наркоторговцы убеждают школьников и студентов разносить наркотики по подъездам, почему все больше молодых людей, в том числе из обеспеченных семей, легко на это соглашаются и как понять, что ваш сын или дочь тоже решили подработать на закладках, — мы спросили у вице-президента фонда «Город без наркотиков» Тимофея Жукова.

— Эта история произошла с красивыми, нормальными девчонками, но мне их не жаль. Они отдавали себе отчет в том, что имеют дело с наркотиками. Знали, что за это бывает. Студентка, делавшая закладки, говорила, что занималась этим ради денег. Девушка, которая отправляла сообщения через Telegram, объясняла, что «хотела помочь подруге». Им казалось, что это легко, что они поработают 3–4 часа, получат несколько тысяч — и всё: об этом никто не узнает, им ничего за это не будет. Для них это была невинная игра. Они не думали о том, что закладка может и не дойти до барыги или наркомана, что ее может найти ребенок и отравиться. Девчонки стали одними из многих, попавшихся на аргументацию наркоторговцев.

Для того чтобы найти закладчиков, наркоторговцы делают массовую рассылку по номерам телефонов, по социальным сетям, популярным мессенджерам. Сообщения от них приходят «ВКонтакте», в Telegram или Viber. Вся переписка ведется с анонимных аккаунтов, то есть со своими работодателями закладчики никогда не встречаются. Барыги используют простую и понятную для подростков аргументацию. Якобы то, чем они торгуют, — это вовсе не наркотики, следовательно, перед законом вы чисты. Говорят, мол, вы — только курьер, а если что-то пойдет не по плану, то мы вам поможем. При этом обещают хорошие деньги. Детки, у которых нет понимания, к чему это все ведет, как правило, покупаются.

Новичкам большой вес никогда не доверят. Сначала дадут на пробу, чтобы посмотреть, как подросток себя проявит. Если все пойдет по плану (он не употребит сам, не потеряет и не выбросит наркотик), ему дадут больше. Тем, кто только начинает делать закладки, обычно дают по 10 граммов, которые расфасованы на небольшие закладки по 1 грамму. Потом, когда подросток начинает пользоваться доверием, его могут повысить до того, кто работает со складом. Тогда он сразу подбирает большой вес, например 10 кг, и фасует его на мелкие закладки. Люди, работающие с большими весами, получают серьезные денежные поощрения.

Перед тем как начать работать, подросток получает техническое задание. В нем говорится, где и как разложить закладки, как сделать, чтобы их никто не нашел. Места, которые предлагают наркоторговцы, могут быть самыми неожиданными: наркотики прячут под лавкой на остановке, за канализационными трубами, в почтовых ящиках, на перилах (то есть везде, где есть металлическая поверхность, на которую с помощью магнита можно прикрепить закладку).

Подросток должен сделать закладку в указанном месте и снять ее на телефон. При этом важно, чтобы снимки получились четкими. Поэтому, как правило, закладки делаются в светлое время суток (при этом есть люди, которые «работают» только по ночам). Снимать вечером на вспышку никто не будет — это может привлечь внимание. Затем закладчик отмечает на карте место, где находится закладка, и посылает оператору карту с точкой. Делает описание: название наркотика, вес, во что завернут, какой изолентой приклеен и т.д. В основном все это пересылается через Telegram. Чаще всего в закладках встречается синтетика, соли, JWH, синтетический аналог героина — карфентанил (средство, которое используется для усыпления крупного рогатого скота во время транспортировки, но по своему действию похож на известный наркотик). В последние два месяца снова появился гашиш.

Закладчиков ловят быстро. Как правило, молодые люди раскаиваются в том, что делали, и идут на сделку со следствием. Так, студентка, которая делала закладки, сразу сдала всех, кого знала. А вот вторая, которая ей помогала, даже слить никого не смогла — у нее не было контактов людей, у которых можно было закупиться. Мотивация у всех примерно одинаковая: все хотят денег, стать независимыми от родителей, иметь крутые гаджеты, красивую одежду.

В группе риска — не только дети из небогатых семей. Есть подростки, которые легко попадают под чужое влияние (это могут быть не только вербовщики, но и друзья). Подросток видит, что в классе кто-то стал этим подрабатывать, что он готов говорить об этом (то есть не скрывает, не боится) и что у него все нормально. В этот момент ребенок думает: раз все так легко, тогда и я попробую! И втягивается.

Ситуация, когда школьники становятся закладчиками, стала массовой. Так, например, в прошлом месяце мы провели 48 операций, треть задержанных — несовершеннолетние.

Как понять, что ваш ребенок подрабатывает на закладках:

  1. Среди личных вещей вдруг появляются небольшие пакеты с замком ziplock, ручные весы, наборы простых черных магнитов, изолента. Вы замечаете белое порошкообразное вещество или кристаллообразное, синего или красного цвета.
  2. Подросток посылает с помощью мессенджеров скрины карт, снимки остановок, подъездов, канализационных труб, почтовых ящиков. Похожие фотографии хранятся в памяти его телефона.
  3. У подростка появляются новые гаджеты, дорогая одежда. «Когда у ребенка появляется много денег, он не может ими правильно распорядиться. Он начинает тратить их на атрибуты псевдокрасивой жизни», — поясняет Тимофей Жуков.
  4. Подросток уходит в школу на несколько часов раньше (задерживается после школы, не говоря, где именно он был). Все это — до темноты.