Хамаира Фатыхова родилась в Малом Турыше в 1932 г. В возрасте 20 лет она уехала из деревни и думала, что никогда сюда не вернется, однако судьба распорядилась иначе.
Спустя многие годы зять Хамаиры Равиль Санжапов решил перевезти своих родителей вместе с пасекой поближе к себе. Выбор пал на Малый Турыш, и мужчина, сам того не зная, совершенно случайно приобрел дом, в котором много лет назад появилась на свет его теща.
Гузель Санжапова, внучка Хамаиры Фатыховой:
— Папа перевез сюда пасеку, появилось хозяйство, и бабушка стала снова приезжать в деревню. Говорит, что счастлива вернуться туда, где родилась, — в тот дом, где прошло ее детство.
Теперь бабушка Хамаира с удовольствием водит экскурсии по своему двору и рассказывает всем новым знакомым об истории семейного дома, который пережил множество переделок и смену четырех хозяев.
Деревня Малый Турыш находится под Красноуфимском, в 200 километрах от Екатеринбурга. Здесь всего одна улица. |
Так получилось, что мать и отец Равиля, для которых и покупался дом, жить в нем долго не смогли и вернулись обратно к себе на родину, оставив сыну несколько десятков ульев с пчелами. Именно благодаря этим медоносным насекомым жизнь семьи и деревни в целом кардинально изменилась.
Равиль Санжапов, зять Хамаиры Фатыховой:
— Года два-три у нас было хорошее лето, собирали по полторы тонны меда, в первый урожайный год и половину его не смогли продать. На второй год тоже остатки были. Нужно было что-то с этим делать.
Тогда старшая дочь Равиля Гузель на семейном совете предложила делать крем-мед с добавлением сухих ягод — по рецепту, который уже более ста лет используют и любят во всем мире. Девушка увидела в этой идее пользу не только для семьи, а и для деревни в целом. Ведь с появлением в Малом Турыше производства натуральных сладостей у жителей появились бы рабочие места, наладилась бы инфраструктура.
Гузель Санжапова:
— В деревне сейчас 16 обжитых домов и 52 жителя. Проблема обычная для деревушек в нашей стране — они вымирают. Работы здесь нет, молодежь уезжает в города. Мне больно на это смотреть, я в детстве здесь была, и тогда деревня жила полноценной жизнью.
Бабушка Хамаира первая решила помочь внучке в реализации ее идеи. Она взяла на себя подготовку ягод к дальнейшей переработке. С тех пор производство она не оставляет.
Бабушка Хамаира отвечает за ягодное наполнение баночек с крем-медом. |
В цеху есть несколько рабочих зон: в дальней комнате стоит машина, взбивающая и разливающая крем-мед, и небольшая лаборатория, в которой проверяется качество сырья. В другой комнате, более просторной, у окна стоят металлические столы, где делается карамель на палочке, чуть дальше за столом сотрудницы клеят этикетки на полиэтиленовые упаковки и баночки, а слева от них — большая белая сушильная машина, именно в ней ягоды сушатся под чутким надзором бабушки Хамаиры.
Работа эта далеко не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. Ягоды перед погрузкой в этот агрегат нужно рассортировать по размерам, а потом во время сушки постоянно проверять, чтобы они не пересушились и не испортились. Если наутро нужна большая партия, ночью к машине приходится подходит несколько раз, так что и поспать толком не получается.
Кроме бабушки Хамаиры на производстве медового лакомства работают и другие пенсионерки. |
В данный момент на пасеке трудятся девять человек: семь женщин в цеху, еще двое мужчин следят за пчелами и выполняют хозяйственную работу. Больше всего людей на производстве задействовано летом, когда идет активная заготовка ягод и трав, которые собирают тут же, в окрестностях Малого Турыша. Занимаются сбором и последующей обработкой ягод деревенские жители — в основном пенсионерки.
«Я, можно сказать, старый работник — работаю три года. Самая первая пришла. Мне тут очень нравится! Во-первых, общение, ну и к пенсии добавочка небольшая», — рассказала корреспонденту 66.RU работница Галия.
Ягоды, которые позже станут добавкой к меду, растут в лесах, окружающих деревню. |
За плечами у бабушки Хамаиры 40 лет официального рабочего стажа. Когда ее отец ушел на войну и не вернулся, она, как старшая дочь, в семь лет пошла зарабатывать на пропитание семьи, чтобы помочь матери. Она и сейчас готова трудиться чуть не круглые сутки, по словам коллег, зачастую приходит на работу раньше всех.
Равиль Санжапов:
— Теща — маленький, но упорный трудяга, как муравей. Есть такая работа, которую не всякий мужик может сделать, просто не хватает терпения. А она берется. В таком-то возрасте еще шевелится, еще работает!
Бабушка Хамаира славится в деревне не только своей любовью к работе, но и актерским талантом. Как только рядом появляется камера, обычно немногословная женщина превращается в настоящую телезвезду. И сплясать, и спеть может, и роль драматическую сыграть. В каждом рекламном клипе медовой продукции бабушка предстает перед зрителем в экстравагантном образе, который, между прочим, выбирает сама. Самой главной ее фишкой стали разноцветные очки.
Гузель Санжапова:
— Бабушке никто не выбирал образ. При этом мы ей очки не покупаем, она сама их где-то находит. Часть коллекции подарили наши друзья. Они ее очень любят и всегда передают ей презенты, когда я собираюсь ехать в деревню. Из других необычных вещей у нее есть кожанка с эполетами, корона и мантия.
Сейчас бабушка Хамаира с гордостью прогуливается по единственной улице родной деревни. Благодаря медово-кремовому производству теперь тут появилась и детская площадка, и большая беседка для чаепитий, и колодец со свежей, чистой водой. Казалось бы, мелочи, но еще несколько лет назад о таких мелочах жители Малого Турыша могли только мечтать.
Текст: Любовь Шадыева