Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владыка Евгений Кульберг: «Матильда» — лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды»

16 октября 2017, 15:45
интервью
Владыка Евгений Кульберг: «Матильда» — лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Почему Православная церковь выступает против «Матильды», как этот фильм может повторить судьбу кинокартины «Россия молодая», могут ли произвести революцию выводы экспертизы о подлинности «екатеринбургских останков»? Ответы на эти и другие вопросы — в большом интервью 66.RU с викарием Екатеринбургской епархии.

«Молиться за тебя — моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть быть без тебя...» Эта бегущая строка в трамвае между рекламой ветклиники и концерта Баскова вызывает недоумение. Что это? Откуда? Для чего?

Объясняется все просто: это промокампания портала царская-семья.рф, запущенного на днях Екатеринбургской епархией. Задействованы все информационные ресурсы: инфоносители в общественном транспорте и торговых центрах, телевидение, радио, все возможные соцсети.

Почему именно сейчас появился этот интернет-ресурс и что с его помощью хотят сделать представители Православной церкви — об этом мы поговорили с владыкой Евгением.

Владыка Евгений Кульберг: «Матильда» — лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Владыка Евгений (в миру Алексей Кульберг) окончил Московский авиационный институт, а после этого поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. В 2004 г. был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в сан диакона. С ноября 2012 г. перешел в клир Екатеринбургской епархии. До весны 2015 года был официальным лицом епархии в общении со СМИ. 15 июля 2016 г. решением Священного синода Русской православной церкви был избран епископом Среднеуральским, викарием Екатеринбургской епархии.

— Когда началась работа над порталом и что к ней подтолкнуло, что стало поводом?

— Во время «Царских дней» в этом году, когда мы шли крестным ходом, мы увидели, насколько разные люди принимают в нем участие. Есть те, кто глубоко погружен в тему царской семьи, ее истории, их подвига. Есть те, кто фанатично привержен какой-то части идей, и в этом своем фанатизме они становятся в лучшем случае посмешищем, в худшем — опасными для общества. Есть люди невежественные — они идут за компанию, потому что идет кто-то. А есть те, кто мог бы идти с нами, но не идет — в силу своего незнания, недостаточной информированности.

Тогда мы и поняли, что необходимо просветить людей, дать им информацию — без каких-то своих суждений, без искажения, без оценок, чтобы в итоге они сами сформировали мнение о семье последнего российского императора, о том, какими эти люди были в жизни. Поэтому на нашем портале нет описаний исторических событий глазами ученых, нет толкований того или иного поступка. Мы собрали только первоисточники: кинохронику, фотографии, выдержки из писем и дневников.

— Портал запустили за две недели до общероссийской премьеры фильма Алексея Учителя «Матильда», взорвавшего российское общество — в том числе в буквальном смысле. Сайт — это такой способ противостоять киноленте?

— Настолько сужать смысл нашего портала я бы не стал. Вот, скажем, человек, поймал вирус — у него сразу возникают разные симптомы: из носа течет, горло болит, температура, слабость. Врач не говорит: «Давай я тебе выпишу таблетки — и у тебя перестанет течь из носа». Он смотрит глубже, он ищет причину — вирус ли это или ослабленный иммунитет. И лечит именно причину.

«Матильда» — это лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды или недостатка информации. Ведь не сейчас же все это началось — искажение образа российского государя. Еще при жизни царя выходили статьи, в которых превратно толковались какие-то его действия, решения. Мы находим такую реакцию в дневниках современников Николая II: люди не могут поверить, что можно так с ног на голову перевернуть информацию. А в итоге именно этот образ попал в школьные учебники, а из них — в представления большей части современного общества о царской семье. Задача нашего портала — попробовать этот образ изменить.

— Те, кто уже посмотрел «Матильду», в том числе депутаты Госдумы, говорят, что образ царя, созданный в фильме, вызывает уважение. Почему же Церковь так яростно противится фильму? Вообще, думаю, не у меня одной складывается впечатление, что шумиху вокруг картины начали сами священнослужители — чтобы хотя бы таким образом пробудить у людей интерес к личности царя.

— Насколько мне известно, Церковь этим не занималась и не занимается. Манипуляции с сознанием, мол, давайте мы сейчас создадим инфошум, привлечем внимание к этой теме — это не наши механизмы, не наши методы.

Что касается уважения... Знаете, даже в самом разложившемся — духовно, морально — человеке, остается образ Божий. Я, как священник, встречаю таких людей: они во все тяжкие и лютые пускались по ходу жизни, клейма на них ставить некуда, но поговоришь — и в нем есть искра Божия! Так и с «Матильдой»: уважение к царю у тех, кто посмотрел ленту, появляется не благодаря, а вопреки тому, что хотели донести до зрителей создатели ленты.

Поймите, основная претензия к «Матильде» не в том, что там рассказывается история отношений молодого Николая и балерины, а в том, как она рассказывается. Такой фильм можно было бы снять о царе Салтане, царе Гвидоне — любом царе из тридесятого царства, но не о реальной фигуре. В фильме взяты какие-то исторические точки, события, какие-то действительно жившие в то время деятели, и на эти точки режиссер и сценарист экстраполировали свою точку зрения, которая не имеет ничего общего с исторической реальностью.

Одна из опасностей фильма «Матильда», по мнению влыдыки Евгения, — в том, что он может сформировать образ, не соответствующий действительности. «Был такой фильм — «Россия молодая». В нем потрясающе, просто гениально роль царя Петра I сыграл Дмитрий Золотухин. Настолько гениально, что сейчас у многих, кто смотрел и любит этот фильм, Петр I ассоциируется только с этим образом из кинокартины. Но личность Петра — намного шире. И этот образ — лишь один из многих. В случае с «Матильдой» может произойти то же самое: образ Николая II из фильма люди будут трактовать как единственно верный. Особенно люди, не знающие исторической правды. А это не так», — поясняет владыка Евгений.

— Возможно, если бы ваш ресурс появился раньше, таких страстей вокруг фильма и не возникло бы.

— В одной из детских книг, по-моему, «Дети капитана Гранта», описывается такой случай: в прерии начался пожар. Вроде бы надо бежать. Но герои остановились, замерли, прислушиваясь к природе: откуда подует ветер. А потом просто запалили степь с подветренной стороны. В результате две стены огня столкнулись, пожар иссяк — нечему было гореть.

Мы рассчитываем, что наша «стена огня» натолкнется на ту ложную информацию, которая сейчас повсюду. В итоге страсти схлынут — а знание останется.

— Вы запустили большую промокампанию, рассказывающую о портале: щиты, ролики, соцсети. У людей сразу возникает вопрос: сколько это стоит, сколько всего будет таких щитов и за чей счет банкет? Пользователи нашего портала, например, говорят, что на щиты епархия средства нашла, а на умирающий в Сысерти фарфоровый завод денег нет...

— Отвечу всем интересующимся: на эту кампанию епархия не потратила ни копейки своего бюджета. Все делается силами неравнодушных уральцев — это люди, которые зарабатывают здесь деньги, платят здесь налоги, создают рабочие места. И они понимают, насколько для Екатеринбурга важна исторически верная память о последнем императоре и его семье. Так что сколько будет счетов, оплаченных неравнодушными людьми, — столько будет и щитов.

«Насчет фарфорового завода — раз уж эта тема очень интересует читателей вашего портала — скажу: буквально только что разговаривал с представителями предприятия. Решение, которое выведет завод из сложившегося положения, найдено», — сообщил владыка Евгений.

— Не боитесь, что у людей возникнет информационный передоз?

— Мы же часть общества, мы смотрим, как люди реагируют. Если поймем, что информация о кредитах и очередных детских подгузниках для них более актуальна, — что ж, будем выстраивать кампанию еще более интеллигентно. Хотя, по нашим ощущениям, сейчас человек в море зачастую ложной информации (когда, допустим, рекламируют какой-то «натуральный» продукт, а через минуту в другой передаче рассказывают, что в нем нет ничего натурального) ищет правду, ищет чистоту. На наших щитах он ее может найти. Если люди увидят эту правду через образ царской семьи, если найдут примеры настоящей чистоты, любви, уважения — это пойдет на пользу всему обществу.

— В ближайшее время должны опубликовать результаты исследования «екатеринбургских останков». Судя по тем сведениям, что уже обнародованы в СМИ, дело идет к признанию останков подлинными. Как вы к этому относитесь?

— Есть реальные события — и есть версии, как оно могло бы быть. Чтобы найти правду, было сформировано несколько комиссий, проведено множество экспертиз — начиная со следователя Соколова и заканчивая комиссией, проводящей свое расследование сейчас. Была еще комиссия 90-х гг., и на мой взгляд, своей целью найти ту самую правду она не ставила. Тем самым и скомпрометировала место и вообще дала основания для возникновения споров вокруг этих страшных находок.

Люди, которые работают над изучением останков сейчас, подходят к делу со всей серьезностью. Они не говорят: «Мы опубликуем результаты в мае или в октябре». Нет. Они сразу подчеркнули: «Результаты предоставим лишь тогда, когда снимем все вопросы, выясним максимально полную и достоверную информацию». Да и набор инструментов, исследовательских возможностей за это время изрядно прогрессировал. Все это, несомненно, вызывает доверие к результатам.

Впрочем, какими бы ни были выводы о подлинности останков, революционного значения лично для меня эта информация иметь не будет. Да, прекрасно, если у нас появится святыня, которая может сблизить наш народ, — я сочту это чудом Божьим. Если же нет, моего отношения к подвигу царской семьи это не изменит. Люди совершили свой подвиг при жизни, они приняли мученическую смерть за свой народ — это и есть подвиг.

«Ни один из членов царской семьи не отрекся от страны. Ни императрица — внучка английской королевы, потомок немецких семей. Она могла уехать из страны, но предпочла разделить участь мужа. Ни их дети — были люди, которые пытались внушить им, что надо бежать. Но царевны и цесаревич остались в России — все вместе, одной семьей. Потому что для них это было единственное верное, единственное правильное и праведное решение. Именно такую правду о царской семье мы и показываем на нашем портале», — резюмирует владыка Евгений.

Гораздо важнее, на мой взгляд, понять, как выстраивалась цепь событий: кто какие приказы отдавал, кто их исполнял или не исполнял. Для этого проводятся не только генетические и антропологические исследования, а еще и исторические: ученые разыскивают документы, поднимают архивы и т.д.

Конечно, 100-процентную правду знают только Господь Бог и царская семья. Когда мы достигнем тех высот, в которых они сейчас (а рано или поздно это случится с любым человеком), — они нам и дадут ответы на то, как это было. Правда, пересказать эти ответы мы уже не сможем никому. Но пока мы этих высот не достигли, наша задача — не погрузить себя в то зло, из-за которого такие страшные события произошли.