За последние пять лет в школах по стране произошло более десяти инцидентов со стрельбой. Самое громкое из них — в феврале 2014 г., когда в московской школе ученик 10-го класса застрелил учителя географии и сотрудника полиции, а другого полицейского тяжело ранил.
Последнее ЧП произошло совсем недавно, 5 сентября, в подмосковной Ивантеевке. В тот день ученик 9-го класса принес с собой в школу пневматическое ружье, самодельные взрывпакеты и кухонный топорик для разделки мяса. Сначала юноша выстрелил в сторону учительницы, а затем ударил ее. В результате женщина получила черепно-мозговую травму. Пострадали еще три школьника, которые, испугавшись, выпрыгнули из окна и получили переломы.
После этих событий член Совета Федерации Елена Мизулина заявила, что необходимо внести изменения в законодательство, «серьезнее отнестись к безопасности школьников, ввести дополнительные требования ко всем людям, которые работают охранниками в школах». Пока чиновники говорят и размышляют, журналисты 66.RU решили разобраться, кто охраняет школы Екатеринбурга и насколько безопасно нахождение в них детей.
Начальник департамента образования города Екатерина Сибирцева рассказала 66.RU, что есть два варианта решения вопроса с охраной. Первый — в рамках штатного расписания: вахтеры и сторожа. Второй — охрана профессиональным предприятием.
Что касается первой категории — вахтеров и сторожей, то на зарплату этих штатных единиц средства выделяются из бюджета города. То есть их наличие школа в любом случае обеспечит сама. «В ряде случаев такой охраны вполне достаточно, особенно если речь идет об учреждении с не очень большим числом учащихся», — считает Сибирцева.
Если говорить о профессиональных охранных предприятиях, то действующим законодательством выделение бюджетных средств на них не предусмотрено. А те деньги, которые на ЧОПы собирают с родителей, слишком ничтожны. Да и охрана ЧОПами школ — не панацея, говорит Сергей Черкасов, генеральный директор одного из крупнейших охранных предприятий Екатеринбурга — «Сатурн». Ни один нормальный охранник, а следовательно — и ни одна крупная компания не будут заниматься охраной учебных заведений за те деньги, которые там предлагают.
Сергей Черкасов, директор ЧОП «Сатурн»:
— ЧОПы для школ, как правило, выбирают по тендеру. Понятно, что самое главное, от чего отталкивается приобретатель этой услуги, — цена. Если брать среднюю цену по тендерам, то средняя стоимость услуги составляет 95 руб. в час. Из этой цифры нужно вычесть налоги и комиссии, и в итоге стоимость часа работы охранника падает до 65 руб.
По словам Черкасова, охранников в школе, как правило, трое, работают они по графику сутки через двое. А теперь посчитаем: за сутки при ставке 65 руб. в час охранник получит 1560 руб. То есть в месяц с учетом десяти смен — чуть больше 15 тыс. руб.\
Работать за такие деньги соглашаются только люди из провинции, которых одевают в форму и отправляют охранять школы. А чтобы всем было удобно и было время повидаться с семьей, они перекраивают себе расписание и работают по системе неделя через две. Таким образом, по словам руководителя ЧОП «Сатурн», в опасный момент они просто могут быть не в состоянии что-либо сделать, так как всю неделю они недосыпали на неудобной кушетке.
— Да, в Москве уже введено бюджетное финансирование для охраны школ ЧОПами, но надо понимать, что там норматив финансирования одного ребенка в три раза выше, чем в Екатеринбурге. У нашего города денег на ЧОПы для школ нет. Нужно ли нанимать именно такую охрану — вопрос безопасности. Но, по моему мнению, чем качественней будет оказана эта услуга, тем спокойнее будет родителям.
В Екатеринбурге, по словам Черкасова, сейчас 540 частных охранных предприятий. «Крупные и зарекомендовавшие себя на рынке охраной школ не занимаются, потому что деньги, которые предлагают за эти услуги, — смешные», — рассказывает эксперт. Большие предприятия занимаются только оборудованием школ тревожной кнопкой, а охраняют — мелкие, со штатом в три работника.
— Возвращаясь к тревожной кнопке. У вас никогда не возникало вопроса: кто ее должен нажимать? На одну школу в 99% случаев приходится только одна кнопка. Где она должна быть установлена? В учительской, где во время уроков никого нет и комната закрыта? Или, может быть, у охранника, который во время ЧП может оказаться очень далеко от своего рабочего места? Сделать кнопку общедоступной — тоже не вариант, потому что тогда ее вечно ради шалости будут нажимать дети. А ведь быстро нажать кнопку в случае ЧП — это очень важно: чем раньше это сделаешь — тем быстрее приедет подмога. Время их прибытия может растянуться до десяти минут, за это время может произойти страшное.
Дело в том, что большинство охранников, даже если бы они этого хотели, сами сделать ничего не могут. Согласно федеральному закону «О частной детективной и охранной деятельности», они не имеют права применять оружие в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику. Исключением могут быть только случаи, когда подростки оказывают вооруженное сопротивление или совершают групповое нападение, угрожающее жизни охранника или охраняемому имуществу. Законом разрешены предупредительные выстрелы в воздух для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Да и оружие есть далеко не у каждого охранника. Законодательством определены три разряда охранников, которые могут выполнять служебные обязанности с применением оружия и специальных средств. Самый высокий разряд дает право на ношение огнестрельного оружия. У охранника разрядом ниже есть право применять газовые или травматические пистолеты, баллончики, электрошокеры. А у охранника самого низкого разряда в арсенале только резиновая палка и наручники. Именно представители последней категории и работают в школах, потому что получить такой разряд — дешевле и быстрее, объясняет Черкасов.
Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования города, слова Черкасова подтверждает и дополняет: «Ношение оружия охранником не обязательно, ведь задача качественной охраны — вовремя сообщить о правонарушении в полицию или иные службы».
Вообще-то ни какая охрана не сможет помочь (о личных телохранителях промолчу). Низкая эффективность определяется, в первую очередь, отсутствием понимания, что такое безопасность, и что надо сделать для ее обеспечения.