Казалось бы, где школьники — и где производство? Как учащиеся школ, которые порой находятся в настоящей провинции, в небольших городках и поселках, могут создать что-то ценное для предприятий?
Эксперты уверены — могут.
Юрий Громыко, директор Института опережающих исследований им. Шифферса:
— В России есть такая беда — безразличие к результатам, которых достигают люди, к их идеям. Дети это чувствуют. Но если показать ребятам, что какие-то их изобретения, решения важны для предприятий, что они могут повлиять не только на отдельное исследование, но и на производство в целом, это даст огромный эффект. А дети часто предлагают варианты, которые взрослым просто не приходят в голову. Просто потому что детям еще не ставили рамки, у них нестандартный подход.
Другое звено цепи — школьные педагоги и инженеры-производственники — вызывает не меньше сомнений: задачи, которые стоят перед этими людьми, не имеют ничего общего.
Ольга Смирнова, начальник управления по работе с персоналом УГМК, куратор проекта «Инженериада УГМК»:
— Педагогам зачастую нужно одно: чтобы ребенок усвоил знания и смог правильно ответить на вопросы. Зачем ему эти знания, где они пригодятся, как их можно применить — многие учителя эти моменты, к сожалению, упускают. С другой стороны — инженеры: им надо, чтобы производство работало, выдавало нужные показатели. Какие тут могут быть дети? Зачем? Но если дети не будут видеть производства, не будут понимать процессов, откуда в итоге брать кадры?
Собрать все звенья воедино, да так, чтобы в итоге появилась работоспособная команда — именно такую задачу поставили перед собой организаторы форума. Это мероприятие — первый этап конкурса «Инженериада УГМК», который стартовал в Медной компании для выявления и поддержки технически талантливых ребят.
Форум проходил три дня: с 22 по 25 сентября. Своя программа была у детей и у взрослых. Равно как и свои цели. Основной задачей, поставленной перед старшеклассниками (в Верхнюю Пышму съехались ученики 8–11-х классов), было научиться проектной работе.
Александр Лемех, руководитель инженерно-образовательной части форума, игропрактик:
— Мы стремились включить школьников в научно-исследовательскую и инженерную деятельность через игру — детям так легче. Все три дня дети получали разные задания: в первый день знакомились с инженерными пакетами, во второй — создавали новое оборудование, захват для манипулятора — это уже инженерная задача. Третий день был посвящен именно проектной работе: презентовали решение конкретной производственной задачи, объясняя ее актуальность, доказывая выгоды, аргументируя выбор именно такого решения.
Занятия в группах школьников шли по трем направления: 3D-моделирование, электроника, обработка металла. Один из проектов, презентованных старшеклассниками, — автоматическое устройство для стряхивания медного порошка с катодов.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Чтобы создать свою разработку, ребята вначале посетили электролизный цех «Уралэлектромеди», увидели, о каком именно производственном процессе идет речь и как он выполняется сейчас. «Пока это ручной труд: человек через определенный промежуток времени подходит и стряхивает порошок. Но это достаточно тяжелый труд, плюс действует человеческий фактор — работник может отойти, пропустить катод и проч. Наш автоматизированный стряхиватель в этом плане намного более производительный. Затраты на его создание уже через год окупят себя», — презентовали свой проект старшеклассники. |
У взрослых — инженеров и педагогов — были свои цели: выработать методологию, правила конкурса, создать критерии, по которым в дальнейшем будут оцениваться проекты, сделанные уже на примерах конкретных предприятий.
По словам взрослых участников форума, работа была напряженной.
Ольга Смирнова:
— Многие инженеры и педагоги ехали сюда как на курсы повышения квалификации, знаете, такой стандартный подход: нам тут почитают лекции, мы чему-то поучимся. А в итоге пришлось работать. Вначале была стена между педагогами и инженерами, но, поскольку работали все в смешанных группах, эту стену, конечно, сломали и в итоге выработали определенные документы, устраивающие все стороны и, главное, вдохновляющие детей на технические проекты.
Одно из основных положений форума: все проекты, над которыми в дальнейшем будут работать школьники вместе со своими наставниками — педагогами и инженерами, будут связаны с производством.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Тележка с манипулятором — проект секции 3D-моделирования |
Даша, ученица 9-го класса:
— У меня уже есть задумки, какой проект я предложу на своем производстве. Я живу в Кольчугино, там находится завод, который специализируется на кабельной продукции. И хотя производство современное, там хватает ручного труда. Думаю, некоторые процессы вполне можно автоматизировать.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Устройство для осмотра и диагностики линий электропередачи — «Канатоход» — ребята смонтировали сами, по готовым чертежам. А заодно предложили свои варианты его оптимизации. «Если сделать не квадро-, а октокоптер (устройство на восемь винтов), это будет более защищенная конструкция, более устойчивая к поломкам», — внесли школьники рацпредложение. |
Следующий этап «Инженериады УГМК» будет проходить на местах: ребята, побывавшие в Верхней Пышме и получившие знания о том, как следует работать над проектом — от понимания актуальности задачи до ее технического воплощения и последующего внедрения, в своих городах и поселках создадут команды для разработки собственных проектов. Темы этих проектов пройдут обязательное утверждение инженерами — ведь к дальнейшему участию допускаются только те проекты, которые будут связаны с предприятием. Производственники могут и сами предложить ребятам какие-то разработки, выделив из своих больших задач такие, которые под силу решить детям. Все команды будут работать в связке «школьники — педагоги — инженеры».
В марте 2018-го Верхняя Пышма снова на несколько дней станет центром притяжения технически талантливой молодежи: в Технический университет УГМК опять со всех концов страны съедутся школьники и их наставники, чтобы защитить свои проекты. Лучшие, конечно, получат призы. Но, как рассказали сами школьники, это для них не так важно.
«Работать на настоящем производстве — меня это очень привлекает. Сейчас на нем трудятся мои родители, а, может, через пару месяцев я вместе с моей командой придумаю устройство, которое сделает работу родителей не такой напряженной или позволит предприятию больше заработать, это же в итоге хорошо скажется на всем нашем городке», — поделился своими мечтами 17-летний Владимир из Медногорска.