Екатерина Дорохова — журналист и специалист по туризму из Екатеринбурга. Два года назад она решила полностью изменить свою жизнь и отправилась работать в США — фотографировать американских туристов, отдыхающих на огромных круизных лайнерах международной компании Carnival.
За время работы на корабле Екатерина успела обойти часть Латинской Америки и Карибских островов и побывать в более десятка стран, среди которых Багамские острова, Мексика, Ямайка, Доминиканская Республика, Пуэрто-Рико, Белиз, Гондурас, острова Кюрасао, Аруба, Сен-Мартен, Сен-Киттс, Кайманы, архипелаг Теркс и Кайкос, а также несколько штатов Америки.
Несколько дней назад Екатерина вернулась из двухгодичного плавания и рассказала в интервью 66.RU о том, кто и зачем едет работать на корабль и как устроена жизнь на круизном лайнере.
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
«На подготовку у меня ушло полгода»
— Вакансию фотографа на круизном лайнере я нашла через агентство. Мне сразу сказали, что работать нужно по 10 часов в сутки, без выходных. Контракт подписывается на полгода. На тот момент опыта работы фотографом у меня не было, но, как оказалось, он был не обязателен. Компанию в первую очередь интересовал потенциал сотрудника, то, насколько он будет доброжелателен по отношению к гостям лайнера, сможет ли улыбаться им 24 часа в сутки. Ну и, конечно, нужно неплохо знать английский (хотя бы intermediate).
Главная задача агентства — определить уровень английского языка кандидата и подготовить его к собеседованию. Мне помогли собрать документы для визы в США, рассказали, какого типа вопросы чаще всего задают во время интервью. Их можно предсказать заранее (знание английского, опыт работы, как повести себя в той или иной ситуации на съемке и т.д.), поэтому многие просто заучивают ответы. Тут главное — говорить то, что хочет услышать работодатель. На вопрос, каким вы видите свое будущее через пять лет, не нужно рассказывать о том, что вы хотите завести семью, детей или открыть собственный бизнес. Лучше скажите, что хотите двигаться дальше по карьерной лестнице на круизном лайнере.
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
На подготовку к собеседованию с работодателем у меня ушло три месяца, еще столько же — на сбор документов и отъезд. За это время я купила камеру, прошла два курса по фотографии, отсняла несколько мероприятий и подтянула свой английский. Все это — в свободное от основной работы время (я была штатным сотрудником одного из интернет-порталов Екатеринбурга). Звонка в Skype я ждала около двух часов, а сам разговор длился не больше 10 минут.
Со мной говорила милая женщина по имени Патрисиа. Интервью она начала с типичного «How are you?» Спросила, знаю ли я, чем предстоит заниматься на корабле, насколько это трудно, а также почему я снимаю на Canon. Мы еще немного обсудили мой опыт работы, поговорили о празднике Холи, с которого я делала репортаж тем летом. После этого она долго рассказывала о том, как была на Холи в Индии и как здорово работать в Carnival.
Поскольку это был мой первый контракт, билет до Мексики, где проходили двухнедельные курсы подготовки фотографов Carnival, я купила сама (по второму контракту дорогу оплачивала уже компания). После интенсива нас распределили по кораблям в разных штатах Америки. Моим хоум-портом (место, откуда отходят круизные лайнеры, — прим. 66.RU) оказался Форт-Лодердейл, недалеко от Майами.
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
Здесь меня ждала еще одна проверка. Все сотрудники, получившие визу, должны пройти процедуру immigration. Я получила свою миграционную карточку с первого раза. Но так, как мне, везет не всем. Например, приезжим морякам на западном побережье Америки сделать это особенно трудно, потому что здесь самый серьезный миграционный контроль и строгие офицеры. Вы можете в течение трех месяцев каждую неделю ходить в миграционную службу и отвечать на вопросы о том, как вы видите свое будущее и собираетесь ли и дальше работать в компании. Им нужно убедиться, что никто не сойдет на землю и не станет еще одним нелегалом. Как оказалось, такая практика здесь распространена. Многие устраиваются на лайнер, чтобы получить визу, а потом увольняются, получают свой паспорт и сходят в ближайшем порту.
«Самое трудное — снять пассажиров так, чтобы они не выглядели полными»
Работать на корабле начинаешь в первый же день, параллельно в первые недели по утрам все новички проходят несколько курсов. Каждый сотрудник на корабле — это еще и спасатель, поэтому он должен знать, что делать в случае ЧС. Самое плохое, что может произойти на корабле, — это пожар (в случае крушения есть пара часов, чтобы погрузиться в шлюпки, а в случае пожара — нет). У меня, например, была своя точка, на которую я должна была прийти в случае чрезвычайной ситуации и помогать гостям двигаться по направлению к шлюпкам. Перед тем как покинуть порт, на каждом корабле проводятся учения, в которых участвуют и пассажиры.
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
Еще одна важная часть обучения — курсы по фотографии, которые мы проходили еще в Мексике. Во время интенсива нам объясняли, как правильно настраивать камеру (на самом деле ошибиться тут было невозможно, потому что мы всегда снимали в студийных условиях и настройки были одни и те же). Что действительно трудно — поставить пассажира так, чтобы он не выглядел толстым на фото.
Лишний вес — это реальная проблема американцев. У многих полные руки и ноги, и они их стараются прятать. Все эти особенности учитываются менеджерами и фотографами. Нас, например, учили, как поставить мужчину, чтобы он закрыл собой проблемную часть тела его жены, как женщина должна наклониться, чтобы на фотографии у нее не было видно второго подбородка. Поэтому одна из самых частых фраз, которые произносят фотографы на корабле, — это «lean forward!» («наклонитесь вперед!»).
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
Фотографы на лайнере не только снимают, но и работают персонажами, с которыми все фотографируются. Это прописано в контракте, переодевают обычно новичков. У нас был костюм Арахиса, полотенечного слона (на самом деле даже сами американцы не понимают, что это такое), мистера и миссис Головы Картошки (персонажи известного в США мультфильма, американцы их просто обожают). Один из самых нелепых — костюм Оскара. Это латексный комбинезон золотого цвета, который застегивается на молнию. Он полностью закрывает голову, поэтому человек, который работает Оскаром, не видит, что происходит вокруг.
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
Самая трудная часть работы фотографа наступает тогда, когда лайнер приплывает в порт. Нужно выходить на мостик и снимать сходящих на берег людей. Обычно это фотографии на красивом фоне с названием порта. Не важно, сколько градусов на улице, жарит солнце или идет дождь, ты все равно должен работать. Самым трудным для меня стал порт в Мексике. В то время там было лето, на улице — градусов 35, палящее солнце и полное отсутствие ветра. Мы работали несколько часов, и в какой-то момент я чуть не потеряла сознание. У меня даже сохранилась фотография, на которой я выгляжу так, будто меня несколько часов варили в кипятке.
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
«В месяц фотограф на лайнере зарабатывает 1–1,5 тыс. долларов»
Во время испытательного срока (первые три месяца) фотографы зарабатывают тысячу долларов в месяц. Зарплата делится на две части и выплачивается каждые две недели, причем деньги поступают и во время учебы на курсах. После испытательного срока в среднем фотограф зарабатывает 1 115 долларов в месяц. Это фиксированная часть, но в зависимости от корабля есть еще бонусная. Все, что вы заработали сверх плана, делят на команду.
Главный заработок складывается из продаж. На корабле есть галереи, куда после ночи съемок ты приходишь и продаешь все сделанные фотографии. Это то место, где делаются деньги. Прайс-лист начинается от 12 долларов (фото вместе с людьми, переодетыми в костюмы), 15 долларов (фото первого дня с названием порта) и заканчивается 22 долларами (студийные портреты). Помимо фотографий есть дополнительные опции вроде альбомов, рамок или canvas (это огромный напечатанный портрет).
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
В конце круиза менеджер подсчитывает выручку и говорит, удалось ли перевыполнить план. Если мы перевыполнили его, например, на 7 тыс. долларов, то эта сумма делится на всех. В зависимости от корабля бонус может быть от 20 долларов и до бесконечности, а иногда его может не быть совсем. В среднем на кораблях, которые ходят уже не первый год по одному и тому же маршруту, за один круиз бывает максимум 200 бонусных долларов на человека.
«Американцы готовы платить за фото безумные деньги»
В США очень развита культура фотографии, поэтому продавать их не трудно. Американцы любят фотографироваться — в любом виде. На корабле есть так называемый elegant daу, когда все должны быть в красивых нарядах, капитан корабля произносит речь… Для нас, фотографов, это busy night, потому что люди охотно покупают эти снимки. Но даже если они плохо выглядят, потому что провели 8 часов в машине, а потом еще 4 часа ждали, когда команда начнет запускать пассажиров на лайнер, они все равно с радостью снимутся как есть — с чемоданами, с курткой на поясе… Для них это важно как память, и за это они готовы платить безумные деньги.
Главная цель фотографа — заставить пассажира улыбаться. Если он не улыбнулся на фото, то он эту фотографию не купит. У каждого фотографа свои фишки. Например, есть шаблонная поза: она должна положить руку ему на грудь. Для того чтобы рассмешить пару, я говорила: «Положи руку на его сосок!» Они начинали хохотать: «Что ты сказала? Nipple?» Да, это звучит глупо, но в результате у них счастливые лица, а я для них — самый лучший фотограф за круиз. Особенно хорошо это работает с возрастными парами.
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
Женщинам можно говорить: «Ты такая секси!» И неважно, что у нее большой живот, второй подбородок, что она с утра не накрашена, что у нее футболка мятая. Это все равно работает. Но больше всего любят фотографироваться афроамериканцы, особенно отдельно. Поэтому им мы всегда предлагаем сделать фото не только с мужем, но и индивидуально. Еще одна особенность: они любят, чтобы было хорошо видно попу, поэтому пытаются выставить ее на первый план перед камерой. Опытный менеджер, который уже 15 лет работает на корабле, как-то сказал нам: «Знаете, что я понял? Не нужно пытаться править их позу. Потому что потом они покупают ту фотографию, где видно именно эту часть тела!»
Фото: Екатерина Дорохова для 66.RU |
---|
«Есть пять вещей, за которые ты сразу будешь уволен»
Большие корабли, на которых я плавала, вмещают 3,4–4 тыс. пассажиров и 1–1,1 тыс. человек команды (обычно на двоих пассажиров приходится один сотрудник). Это огромные, 14-уровневые лайнеры, стоимость билетов на которые начинается от 500 долларов.
Но за такую смешную зарплату ехать работать, это позор стране, как стране третьего мира.
Еще недавно у меня и друзей были зарплаты по 2к $ и особо не шиковали, теперь снизились до 800-900$ и полный ахтунг, ничего ни купить кроме еды.
Вопрос автору, а у нас есть такие же лайнеры, хотя бы один ? Допустим на черном море ? Сколько там зп. и условия ?