Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Государство замалчивает тему столетия Революции». Историк УрФУ — о скандале вокруг фильма «Матильда»

Революция оскорбление чувств верующих Матильда
8 августа 2017, 14:50
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Около Храма на Крови прошли съемки документального фильма екатеринбургского режиссера и мецената Сергия Алиева об императоре Николае II. Одним из главных спикеров картины, которая задумывалась как ответ на фильм Алексея Учителя «Матильда», стал кандидат исторических наук, доцент УрФУ Алексей Соловьев. Свой эпизод историк отснял меньше чем за десять минут. Мы побывали на съемках и записали его основные тезисы.

О замалчивании столетия Революции

Любой здравомыслящий человек понимает, что в год столетия Революции нужно ждать испытаний и искушений. Это дата, которая в очередной раз расколет наше общество на красных и белых. Так уж получилось, что камнем преткновения стал фильм «Матильда» Алексея Учителя.

Мне жаль, что центральной темой дискуссии стала не тема духовного кризиса, в котором пребывала российская империя сто лет назад, и даже не причины трагедии. Вместо этого мы обсуждаем низкую, грязную, постельную тему, в то время как тема Революции замалчивается. Вопросов по столетию Революции нет даже в ЕГЭ. Из этого я делаю вывод, что государство эту тему обходит.

Об отношениях между Николаем II и Матильдой Кшесинской

Было ли, не было ли… Сама постановка вопроса с точки зрения истории примитивна. По одним данным, Николай II мог иметь отношения до того, как встретился с императрицей Александрой Федоровной, по другим — нет. Тут стоит учесть, что источники, которые говорят в пользу того, что такие отношения все же были, датируются более поздним временем, то есть созданы уже постфактум. Ранние источники утверждают, что отношения между государем и балериной были платоническими.

В фильме делается акцент на то, что роман с Кшесинской продолжался после того, как состоялся брак с императрицей Александрой Федоровной. Картина, судя по трейлеру, построена на страстях, эмоциях, любовных сценах. И в этом ее главная проблема. Это то, что возмутило огромное количество людей, для которых тема царской семьи дорога и целомудренна.

О реакции православных активистов на фильм «Матильда»

Я рад, что последовала такая бурная реакция. Это говорит о том, что православное мировоззрение еще живо.

Несколько лет назад дьякон Андрей Кураев в одной из своих книг задавал такой вопрос: как бы поступили мусульмане, если бы кто-то обил грязью пророка Мухаммеда? (Надеюсь, все понимают, что реакция мусульман была бы в сто раз яростнее, чем реакция нынешних православных активистов.) Дальше Кураев спрашивал: а что бы произошло, если бы сейчас случились нападки на Христа или на одну из наших святынь? Он приходил к выводу, что была бы мертвая тишина. Для него это проявление кризиса православия.

И вдруг за несколько лет произошло это чудо. Да, нашлись люди, которые проявили свою гражданскую позицию. Да, может быть, не совсем корректно. Но главное, что такая реакция в стране еще возможна.

О личности Николая II в школьных учебниках

О личности Николая II в школьных учебниках истории

В учебниках по истории можно прочитать очень интересные отзывы о Николае II. В них говорится, что император был человеком слабовольным, не способным к управлению государством. Он был создан для семьи, был предан идеалам. Дальше следует вывод, что в загадочной душе последнего русского государя тяжело разобраться. То есть полная мешанина. С другой стороны, он показан как сторонник самодержавия, человек, который подавил первую революцию 1905 года, то есть как кровавый царь.

На самом деле это устойчивый миф, созданный еще в начале века. Он складывался, с одной стороны, по объективным причинам, исходя из личных качеств Николая II, с другой — его сознательно формировали круги, которые работали на создание отрицательного образа последнего русского государя (с целью его свержения).

Я бы посоветовал прочитать книгу Евгения Алферьева «Император Николай II как человек сильной воли». Там четко, с опорой на документы, доказывается, что император был человеком цельным и очень убежденным. Человеком, который знал, куда вести корабль под названием «Россия». У него была четкая внутренняя позиция, основанная на православном мировоззрении, на том, что демократия — великая ложь нашего времени.

Ценности Николая II были не схожи с либеральными, революционными ценностями. Поэтому человек, который придерживается радикального или либерального мировоззрения, государя никогда не поймет.