На открывшейся выставке, помимо экспонатов, которые принадлежат самому музею, также представлены особенные изделия, которые специально привезли из Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана Российской академии наук (Москва), Пермской государственной художественной галереи.
|
---|
Карл Фаберже и его искусство известны по всему миру, однако выходец из Екатеринбурга Алексей Денисов-Уральский, который работал с мастером, но не столь широко известен, ни в чем не уступал своему прославленному коллеге. Их объединял не только выдающийся талант, но и подлинная страсть к ювелирному делу и сокровищам, которыми так богата уральская земля. Открывшаяся в Музее истории ювелирного и камнерезного искусства выставка выводит екатеринбургского мастера из тени Фаберже, отметила в беседе с 66.RU заведующая отделом декоративного искусства Пермской государственной художественной галереи Александра Пестова.
|
---|
Часть серии скульптур «Воюющие державы». |
Ключевые экспонаты выставки — ювелирные изделия и каменный зоопарк фирмы Фаберже, а также уникальная в истории камнерезного искусства патриотическая серия аллегорических скульптур «Воюющие державы» Денисова-Уральского. Коллекцию из 10 фигурок привезли из Перми. Она была создана в 1916 г., и, когда началась революция, мастер поручил перевезти ее из Петербурга в Екатеринбург, однако она так и не доехала и осела в соседнем городе. Всего в расположении Пермской галереи находится 14 фигурок серии.
|
---|
Последнее императорское яйцо фирмы Фаберже «Созвездие Цесаревича». |
Кроме того, впервые в Екатеринбурге экспонируется последнее из 52 императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже «Созвездие Цесаревича» из коллекции Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана. Это незаконченное ювелирное изделие, которое было заказано Николаем II для своей супруги Александры Федоровны как подарок на Пасху 2 апреля 1917 г., однако так и не было подарено из-за отречения царя от престола.
Планировалось, что яйцо будет инкрустировано бриллиантами, ограненными в форме розы, сохранившимися лишь в некоторых местах. Подставка выполнена из непрозрачного горного хрусталя в виде облака, на котором и располагается яйцо.
|
---|
Горка Александра III. |
Также Минералогический музей привез в Екатеринбург горку, которая подарена Александру III, — это не просто красивый элемент интерьера, но и целая коллекция с различными минералами, по которой можно изучать камни.
Помимо этого, в Музее истории ювелирного и камнерезного искусства впервые вместе выставляются портсигар и запонки Александра III из родонита, резная тарелка из калканской яшмы из собрания музеев Кремля, созданные совместно мастерами Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики и ювелирами фирмы Фаберже, а также эскизы этих предметов, хранящиеся в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства.
|
---|
Также на выставке показывают родонитовую солонку, оставшуюся от подносного комплекта (блюдо и солонка для обряда поднесения хлеба-соли императору), выполненную на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике; кулоны в виде пасхальных яиц и столовые наборы. Посетителей экспозиции заинтересует и образец дымчатого кварца, принадлежавший Николаю II, который любил окружать себя камнями отечественных недр и изделиями из них.
|
---|
В честь юбилея в музее состоялось торжественное открытие выставки. Прибывшие на нее врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев и председатель областного Заксобрания Людмила Бабушкина вручили сотрудникам учреждения благодарственные письма и поздравили их с праздником. Куйвашев отметил, что наша земля богата минералами, а обуздать стихию камня — это очень по-уральски; по его словам, развивать и поддерживать в регионе это ремесло и искусство надо продолжать.
Надежда Пахомова, директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства:
— Когда мы думали, как отметить наш юбилей, мы решили подарить всем жителям Екатеринбурга и Свердловской области такую уникальную выставку. Сам Алексей Денисов-Уральский очень хотел создать в родном городе такой музей, и мы рады, что у нас это получилось: за 25 лет мы собрали более 16 тыс. образцов. Сейчас основное направление нашей работы — приобретение экспонатов у родственников представителей уральской школы камнерезного искусства и коллекционеров.
Александр Андреев, глава Фонда святой Екатерины, созданного для подготовки к празднованию 300-летия Екатеринбурга и поддержки значимых проектов в области культуры, благотворительности, просвещения, патриотического и нравственного воспитания, заявил, что фонд готов поддерживать и дальше такие качественные и интересные проекты.
|
---|
Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина в свою очередь заявила, что екатеринбургский музей обладает тем, чем не обладает никто — удивительными произведениями искусства, которые сделаны уральскими камнерезами из уральских камней и которые славятся по всему миру.
Елена Гагарина, гендиректор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»:
— Нам завидуют во Франции, Германии, Австрии, что у нас проходят такие интересные выставки. Но особое удовольствие в том, что такая экспозиция открылась на родине мастеров. Все изделия фирмы Фаберже связаны с уральскими камнерезами. И буквально недавно мы сделали открытие, что не только русские ювелирные фирмы пользовались услугами уральских мастеров. Например, Cartier (французский Дом по производству часов и ювелирных изделий, — прим. ред.) тоже закупал здесь изделия.
Отметим, что выставка «Карл Фаберже и Алексей Денисов-Уральский» будет работать в Музее истории ювелирного и камнерезного искусства до 10 сентября. Она будет открыта для всех желающих 14 июня, а пока — только для групп ученых по записи.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU