Реставраторы екатеринбургского Музея изобразительных искусств завершают работу над обновлением икон письма Богатыревых — знаменитой семьи иконописцев, которые работали в Невьянске в XVIII–XIX вв. Памятники долгое время хранились в фондах и потеряли прежний блеск. Современные мастера сняли слой потемневшей олифы, очистили воск, подтеки краски, следы газет и восстановили утраты — то есть части рисунка, которые исчезли по тем или иным причинам.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
---|
Темный квадрат справа на золотом контуре — контрольный. Это та самая потемневшая олифа, которая покрывала икону до ее реставрации. По решению мастеров она счищена лишь по опуши (по полям иконы). Там, где изображены сюжеты, олифу оставили, чтобы не повредить тонкую работу иконописцев Богатыревых. Икона Богоматери «О тебе радуется». |
Рисунка невьянских мастеров реставраторы не касались — они работают в рамках музейного восстановления, а оно не разрешает «записывать» работу автора. Кроме того, современные растворители могут легко уничтожить черневую роспись — тонкий орнамент, который выводился по золоту или серебру. Этим иконы Богатыревых привлекали других иконописцев и служили образцами для уральских ремесленников.
Олег Бызов, реставратор по темперной живописи Музея изобразительных искусств:
— Четкий рисунок, обилие золота, сложная, многофигурная композиция, полихромная роспись, цветные лаки, высокопрофессиональная живопись. Где они учились, до сих пор никто не знает, но их мастерство находится на очень высоком уровне. Живопись Богатыревых сравнивали со строгановской. Московские и ленинградские реставраторы всегда называли ее «строгановским письмом» — тогда, в XX веке, еще не было известно, что это Богатыревы.
Кропотливая работа над иконами продолжалась несколько лет. В это же время организаторы выставки «Богатыревы — династия невьянских иконописцев» вели переговоры с музеями о доставке сохранившихся работ уральских мастеров. В результате на выставку доставят иконы Марии Египетской и Богоматери Тихвинской из петербургского Музея истории религии (их уже привозили в Екатеринбург 20 лет назад в рамках большой выставки). Своими экспонатами с музеем ИЗО поделятся Музей невьянской иконы и Областной краеведческий.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
---|
Иконописцев Богатыревых в реставрационной мастерской называют живописцами: никто из тогдашних художников не рисовал на иконах горы, реки и луга так детально и реалистично. Этот образ написан на металле. До реставрации в нижней его части была масса утрат, которые теперь восстановлены. Икона Георгия Победоносца, поражающего змия (входила в иконостас домовой церкви Харитоновых). |
Юлия Сирина, замдиректора Музея ИЗО по выставкам и развитию:
— Идея представить в выставочном пространстве наследие одной невьянской иконописной мастерской реализуется впервые. Иконы мастерской Богатыревых являются эталонными, одними из самых необычных по иконографии, яркими и эффектными. Лучшие иконы хранятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и Свердловском областном краеведческом музее. Комплекс из Харитоновской усадьбы был разделен между двумя музеями. Мы впервые соберем их воедино в наших выставочных залах. Это важный аспект в концепции выставки, подчеркивающий усилия и работу искусствоведов, историков и реставраторов. Это история о Екатеринбурге и, в первую очередь, о его художественном наследии.
Семья Богатыревых переселилась в Невьянск из центральной части России (предположительно из Ярославля или из Архангельской губернии) в середине XVIII в. Иконописцы были старообрядцами, которых не жаловали власти. На Урале, находившемся далеко от государева ока, им было гораздо привольней жить и работать, чем в европейских регионах страны.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
---|
Идея выставки появилась благодаря архивной фотографии, на которой изображен иконостас домовой церкви Харитоновых — Расторгуевых. Иконы для него помещики заказывали у невьянских мастеров. |
Родоначальником иконописной фамилии был Иван Васильевич Богатырев. Он обучил ремеслу своих сыновей — Михаила и Афанасия. Вскоре семье стали поступать заказы от богатых екатеринбуржцев — тогдашние ВИПы любили устраивать домовые часовни, на украшение которых, как правило, не скупились. Одним из заказчиков стал купец-золотопромышленник Лев Расторгуев.
Юлия Сирина:
— Не секрет, что Расторгуев был старообрядцем, поэтому домовая церковь создавалась в соответствии со статусом и вероисповеданием заказчика. Что подтверждает и качество икон, и использование редкой иконографии. Для старообрядцев было характерно использование сложных символико-аллегорических сюжетов в иконописи. Например, икона «Символ веры» — это Книга книг, только в рисунке — в этой иконе максимальная концентрация информации.
Представить масштаб иконостаса можно по вратам — дверям, которые расположены по бокам: высота изображений на них составляла 1,9 м.
Домыслы о том, что церковь в Харитоновской усадьбе была подпольной, иконы прятали, а молиться ходили по подземному ходу из-за гонений на старообрядцев, не соответствуют действительности. По словам реставраторов, на службе в часовне побывал даже император Александр I, который останавливался в особняке в 1824 г. (спустя год после того, как Богатыревы завершили девятилетнюю работу над иконостасом).
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
---|
О кропотливом труде иконописцев можно судить по обилию мелких деталей, которые обновляют реставраторы. |
Сейчас там, где молился император Российской державы, находится дирекция Дворца творчества учащихся. После того как усадьба отошла советской власти, иконы из домовой церкви вынесли в антирелигиозный музей, спустя несколько лет передали в Краеведческий, а в 1950-е половину коллекции отправили в музей ИЗО.
Примечательно, что в ряде городов есть опыт восстановления иконостасов, которые теперь воспринимаются не как объект религиозного культа, а как произведение искусства. В Екатеринбурге это пока невозможно: на масштабную работу нет денег, большинство резных элементов иконостаса утрачены, в Краеведческом музее хранятся лишь некоторые из них. Поэтому в рамках экспозиции иконы соберут в том порядке, как они были расположены в усадьбе, но без лепнины и колонн.
Юлия Сирина:
— Изначально церковь проектировалась в центре усадьбы. Это место было на самом виду — это флигель под бельведером, а сверху купол — символ небесного свода, который сохранился до сих пор. Сохранились и своды церкви. Сейчас под ними сидит дирекция Дома пионеров. А на месте алтаря — секретарь директора Дома пионеров. Я ее спросила: «Вы знаете, что вы в алтаре сидите?» Она сначала отнекивалась, а потом говорит: «Ой, какой кошмар!» Я ей ответила: «Да вы что! Наоборот хорошо — намоленное место».
На выставке будут представлены и такие работы Богатыревых, восстанавливать которые не пришлось. Например, незаконченная икона. На заготовку памятника, который должен был повествовать об обретении мощей святого, нанесены левкас (специальный грунт на рыбьем жире с добавлением мела и льняного масла) и золото, а также набросок истории про путешествие святых останков. Однако икона не была завершена — тем и ценна.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
---|
Рисунок не завершен уже три столетия. |
Выставка «Богатыревы — династия невьянских иконописцев» будет работать с 28 июня по 8 августа. Попасть на нее можно по входному билету в Музей изобразительных искусств. Кроме того, зрителям экспозиции сотрудники комплекса предлагают побывать на лекции о подлинных и поддельных иконах и узнать, как отличить оригинал от подобия. В рамках выставки состоятся авторские экскурсии. Одну из них проведет мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU