Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Танк в подарок и инструктаж медсестер: в Екатеринбурге воссоздали две фотографии военного Свердловска

5 мая 2017, 19:52
Танк в подарок и инструктаж медсестер: в Екатеринбурге воссоздали две фотографии военного Свердловска
Фото: предоставлено 66.RU авторами проекта
Чтобы воссоздать атмосферу того момента, когда артисты Театра музкомедии дарили советским солдатам танк, авторы проекта «Живая победа» пригласили на съемки людей, которые выступают в театре в наше время.

В рамках проекта «Живая победа. История войны в лицах» в Екатеринбурге реконструировали еще две фотографии. Первый снимок, 1943 г., запечатлел вручение подарка, который артисты Театра музыкальной комедии сделали Советской армии. Они собрали деньги и купили для фронта танк. Всего за годы войны они подарили три танка Т-34, которые ушли на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Позднее артисты Емельянова, Маренич и Викс получили телеграммы с благодарностью от Иосифа Сталина.

Танк в подарок и инструктаж медсестер: в Екатеринбурге воссоздали две фотографии военного Свердловска

Эту фотографию предстояло реконструировать в парке Победы

Дарья Миролеева, один из авторов проекта:

— В годы войны многие горожане дарили танки фронту за счет своих сбережений! Артисты, заводчане, колхозники работали сверхурочно, чтобы на заработанные деньги построить еще один танк и отправить на фронт. Таким образом они помогали своим родным и близким, сражавшимся на передовой.

Авторы фотопроекта нашли точно такой же танк, как на снимке (он нашелся в парке Победы), и пригласили на съемки современных артистов театра. Снимали, как всегда, на фототехнику советских времен.

Василий Запарий, фотограф:

— Процесс съемки уникален тем, что мы приближаемся к технологии прошлого — снимаем на камеру ФКД (форматная камера дорожная). По конструкции она соответствует тому оборудованию, на которое снимали фотографы второй половины XIX в. Фотограф в данном случае контролирует все процессы, а не камера, как это стало принято в современном мире цифровых технологий: ручные выдержки, наведение фокуса, смена кассет с фотоматериалами и дальнейшая проявка. Каждый снимок имеет свой уникальный световой рисунок, который нам нужно повторить. Это отдельная задача, которая требует определенных навыков, знаний и интуиции.

Второй снимок реконструировали в Медицинской академии. В качестве героев фотографии выступили студентки пятого курса лечебно-профилактического факультета. Они вместе с авторами проекта воссоздали кадр, снятый в эвакуационном госпитале 414, который в годы войны располагался в Доме промышленности.

В первый же месяц войны в Свердловске развернули десятки эвакуационных госпиталей, и на Урал шли эшелоны с тысячами больных. Бойцам помогали молодые девушки, так как почти всех взрослых врачей сразу же перекинули на поле боя.

Танк в подарок и инструктаж медсестер: в Екатеринбурге воссоздали две фотографии военного Свердловска

Этот кадр воссоздали в Медакадемии

Тимур Сафиуллин, лаборант, ассистент фотографа:

— Старые фотоснимки выглядят особо выразительно. И дело не только в спокойных лицах, одежде и бытовых деталях. Не последнюю роль в восприятии «старинного» изображения играет технология. На отпечатках, с которыми мы работаем в рамках проекта, много снимков с камер большого и среднего формата, что исключает возможность повторить снимки при помощи цифровой камеры. Но даже если использовать старую камеру, все не так просто.

По словам Тимура, старые пленки и пластины сильно отличаются от современных. Особенно это заметно, если посмотреть на глаза: зрачки получаются либо черными, либо слишком светлыми, а небо выглядит белым. Это значит, что пленка слабо чувствительна к красному цвету, преобладающему на коже, и более чувствительна к синему, которого много в светлых глазах.

Чтобы добиться необходимого эффекта и похожего распределения тонов на современных фотоматериалах, специалистам пришлось использовать современные фотоматериалы нестандартными способами. При этом ужесточились требования к качеству обработки снимков в лаборатории.

«Фотоэмульсии сороковых и тридцатых годов из-за своего несовершенства так же были требовательны к точности экспонирования и не прощали ошибок экспонометрии, отклонений в режимах проявления. И даже при точном соблюдении процесса нередко требовалась ретушь. В каждом снимке чувствуется работа фотографа, а иногда и целой команды из лаборантов и ретушеров в случае с павильонной фотографией», — говорит Сафиуллин.

Напомним, фотопроект «Живая победа» создан при поддержке Фонда святой Екатерины и Управления культуры администрации Екатеринбурга. Финалом проекта станет выставка, на которой будут представлены реконструированные исторические общегородские снимки, фотоистории из семейных архивов и видеоистории военного Свердловска.

Фото: предоставлено 66.RU авторами проекта