Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«История элементарного невежества». Стенограмма допроса Евгения Ройзмана в суде над Соколовским

4 апреля 2017, 12:30
«История элементарного невежества». Стенограмма допроса Евгения Ройзмана в суде над Соколовским
Фото: Дмитрий Антоненков; 66.RU
В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга продолжается процесс над видеоблогером Русланом Соколовским. Суд продолжает выслушивать свидетелей со стороны защиты. Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман выступил на процессе с критикой в адрес подсудимого. Приводим дословное выступление мэра в формате «вопрос — ответ».

Первый вопрос Ройзману от адвоката Соколовского: «Вы являетесь верующим? Когда и как вы узнали о Соколовском и его роликах?»

Ответ Ройзмана: «Да, я верующий человек. На Соколовского натолкнулся из СМИ. Посмотрел все, что он сделал. Личное отношение к этому сложное. Он явно человек недоучившийся. Надо быть невежей, чтобы так разговаривать. Я посмотрел его ролики с улыбкой. Отметил ряд вещей, что человек явно не в теме и не до конца понимает, что делает. Воспитанный, думающий человек просто не вправе проговаривать некоторые вещи. Так говорить нельзя.

Парень достаточно талантливый. И имело бы смысл с ним просто поговорить с глазу на глаз, объяснить. А то получается как в известной поговорке: ради красного словца не пожалеет ни мать, ни отца. Я увидел, что одно из СМИ просит проверить и дает ссылки на ролики. Я увидел, что дальше ситуация пошла по нарастающей. Потом у меня создалось мнение, что под возбужденное дело силовики стали подтягивать людей, чтобы натянуть на уголовное дело.

В свое время Лев Толстой тоже оспаривал догмат, серьезно шел против церкви. Но светская власть не вмешивалась. Церковь сама предпринимала определенные шаги. Пушкин в 22 года написал «Гавриилиаду». Это в сто раз жестче того, что сделал Соколовский. Но до конца своей жизни Пушкин стыдился этого. То, что проговаривает Соколовский, — и без него полно в Сети. Если бы он говорил на хорошем русском языке, это было бы в сто раз мощнее. У интернета есть такая кнопка — ее выключаешь — и ничего нет. Я один раз посмотрел его ролики и больше их не буду смотреть.

Эта история не красит никого: ни Соколовского, ни Церковь, ни город. РПЦ — мощная организация с 2000-летней историей. Где Церковь, где Бог — и где Соколовский? Моське на слона лаять можно. Но когда слон начинает бегать за Моськой, я считаю, это неправильно.

В 1736 г. в наших краях было жесточайшее башкирское восстание. Был такой башкир, который под давлением принял православие. А потом, когда ситуация улеглась, вернулся в ислам. Татищев был настолько за этого разгневан, что приказал на площади сжечь этого башкира. Через год ситуация повторилась, но уже с женщиной. Руководитель горной экспедиции повелел по примеру приговора Татищева сжечь эту женщину. Я не хочу, чтобы сегодня так же один приговор тащил за собой другие.

Если Соколовский направит свою энергию в хорошее русло, то я ему помогу.

Бог поругаем не бывает. Невозможно оскорбить Бога».

«История элементарного невежества». Стенограмма допроса Евгения Ройзмана в суде над Соколовским

Вопрос адвоката: «Своими роликами Соколовский пытался разжечь рознь?»

Ответ Ройзмана: «У меня мнение, что он не понимает, что делать. Какая рознь? Надо просто уметь подбирать слова. Нормальные люди на таком языке не разговаривают. У него есть шанс все исправить».

Вопрос прокурора: «Его ролики другие незрелые молодые люди могут смотреть. К каким выводам они придут?»

Ройзман: «Мы живем в светской и свободной стране. Интернет — территория свободы. Конечно, у тех, кто посмотрит эти ролики, появится свое мнение. Всё, что Соколовский говорил, по каждому пункту мы найдем десятки полемик, где другие люди говорят об этом же, но другими словами».

Вопрос прокурора: «При обсуждении людей, различных социальных групп, допустимо ли употребление ненормативной лексики, по вашему мнению?»

Ройзман: «Он же не на заборе это написал. Случайно на его ролики не зайти. Моя личная претензия к Соколовскому — это лексика и элементарное невежество. Я в свое время сдавал научный атеизм, видели другую совершенно риторику. И тем не менее Церковь устояла. А там было такое, что Соколовскому в страшном сне не приснится. Спаситель сказал: «Благословляйте проклинающих нас». Светское государство не должно этим заниматься!

В наших краях Церковь всегда была достаточно мощной. Занималась гонениями на старообрядцев. Но власти всегда нивелировали этот вопрос, пытались сгладить ситуацию. Отцы города всегда были людьми разумными. У нас нет межнациональной розни. Еще именно поэтому эта история не красит Екатеринбург».

«История элементарного невежества». Стенограмма допроса Евгения Ройзмана в суде над Соколовским

Вопрос судьи: «Вы пользователь интернета? Какие злободневные темы обсуждает молодежь в интернете?»

Ройзман: «Вы удивитесь, но группа «Грибы» записала ролик «Между нами тает лед». Он набирает бешеное количество просмотров. У молодых свои темы. Часть политику смотрит. Для молодых религия — не злободневная тема».

Вопрос от адвоката: «Лексика и язык Соколовского определяется интернетом или чем-то другим?»

Ройзман: «Незрелостью, невежеством, ну и, конечно, аудиторией. История Соколовского — история элементарного невежества. Если все закончится благополучно, я поучаствую в его судьбе, просто как взрослый человек».

На этом допрос Евгения Ройзмана завершился. Находящаяся среди зрителей мать Соколовского начала ему аплодировать: «Молодец, Ройзман».

Фото: Дмитрий Антоненков; 66.RU