Калифорнийский Монтерей — самое благополучное место в мире. В этот город приезжают, чтобы дать блестящее образование детям, потому что здесь лучшие школы, сделать карьеру, потому что здесь филиалы крупных компаний, или просто играть в теннис и наслаждаться жизнью.
Семьям из богатых домов на берегу залива можно только позавидовать. Мамы прелестных первоклассников красивы, богаты и безупречны, будто только что сошли с плаката об американской мечте. И, наверное, мы бы так ничего и не узнали об их настоящей жизни, если бы не жестокое убийство в самый разгар благотворительного вечера, на который все приходят в костюмах Элвиса Пресли и Одри Хепберн.
ЧП дает возможность полицейским и другим жителям города, не входящим в олимп, заглянуть через окно в гостиную идеальных семей и вытащить на поверхность все неприятные подробности их частной жизни. Главная интрига в том, что мы до последнего не узнаем ни имя жертвы, ни имя убийцы.
Для того чтобы понять, что важного говорит нам новый сериал HBO о браке, насилии, неизжитых детских травмах, амбициях и родительстве, мы посмотрели его вместе с психологом Александрой Мелях. Внимание: текст содержит спойлеры. На момент публикации материала на HBO вышло шесть серий.
Селеста
Несколько лет назад Селеста (Николь Кидман) оставила успешную карьеру ради семьи. Теперь она сидит в шикарном особняке вместе с мальчиками-близнецами и скучает по любимой работе. Как только она заговаривает о том, чтобы вернуться к адвокатской деятельности, ее молодой красавец-муж Перри из любящего супруга превращается в домашнего тирана. Он может ударить Селесту по лицу или начать ее душить — пока мальчики не видят. Селеста сопротивляется новой для себя роли жертвы и отвечает мужу звонкими пощечинами. Драки всегда заканчиваются одинаково — страстным сексом и примирением, за которым следуют дорогие подарки от Перри.
Александра Мелях, тренер-психолог некоммерческой организации «Семья детям»:
— Сценарий «насилие — примирение — извинение» описан во всех учебниках по психологии домашнего насилия. Селеста становится жертвой человека, которого она любит. Поэтому она старается взять часть ответственности за то, что происходит, на себя. Она говорит: «Нет, это не он меня бьет, это мы деремся. Я тоже могу его ударить». Безусловно, она вносит свой вклад, но в данном случае агрессор не она, а он.
Нравится ли Селесте агрессивный секс или нет, понять трудно. Сама она об этом ничего не говорит. Но с каждой новой серией сцены близости между супругами все больше напоминают изнасилование.
Александра Мелях:
— Для пар, в которых есть страсть, ссора, перетекающая в секс, — это вариант нормы. Вполне возможно, что на более ранних этапах, когда в отношениях было меньше боли и страха, примирительный секс доставлял Селесте больше удовольствия. Но по мере развития этой сюжетной линии в отношениях Селесты к мужу все больше страха. Селеста начинает переживать не только эмоциональное, но и физическое и, возможно, сексуальное насилие.
Синяки и кровоподтеки Селеста скрывает под слоями тонального крема и одежды. Раздеваясь перед супругом в видеочате, она вдруг замечает синяк на своей спине, и в этот момент ей впервые становится не по себе. В следующий раз, когда Перри в очередной раз ударит ее, она пригрозит ему разводом.
Перри здорово пугается и предлагает Селесте обратиться за помощью к семейному психологу. Там, на кожаном диване, он признается, что иногда может позволить себе «грубо схватить» жену, но это лишь потому, что «очень боится ее потерять». «Вдруг она наконец-то прозреет, поймет, что я недостаточно хорош для нее, и бросит меня?»
Александра Мелях:
— Перри проявляет агрессию каждый раз, когда кто-то или что-то угрожает его потребности быть рядом с женой и детьми. Когда Селеста говорит, что в выходные она вместе с близнецами, другими детьми и их мамами едет в «Диснейленд», он решает, что на самом деле она просто не хочет, чтобы он проводил время с ней и детьми. Запрет на работу, который существует в их семье, тоже говорит о том, что Перри не хочет отпускать Селесту от себя. Ему нужно, чтобы она зависела от него, была под его контролем. Здесь речь идет об экономическом насилии.
Перри — жесткий, но любящий отец. Он говорит, что хочет завести третьего ребенка — на этот раз девочку. Но Селеста воспринимает его слова с опаской. «Тут все неоднозначно, — говорит психолог. — Возможно, таким образом Перри хочет еще больше усилить свой контроль».
То, что Селеста отвечает на прямой вопрос психолога «бьет ли вас муж?» категоричным «нет», типично для женщины в ее ситуации, считает Александра Мелях.
Александра Мелях:
— Историй, когда после домашнего насилия женщина попадает в больницу, а потом, после выписки, забирает заявление назад, много. Потому что кроме того, что муж ее бьет, их многое связывает. Он отец ее детей, у них хороший дом, он ее сильно любит, у них отличный секс и вообще они красивая пара… Разделить все это в своей голове женщине бывает трудно. Как любой жертве домашнего насилия, Селесте сложно сказать себе: «Да, то, что происходит, — это насилие. И для того, чтобы больше его не испытывать, я готова разрушить всю свою жизнь с этим человеком».
Насилие, которое происходит в семье, не может не повлиять на поведение близнецов, считает Александра Мелях. И в этом, возможно, ключ к разгадке одной из главных тайн сериала: кто же из милых детишек-первоклассников школы Монтерея издевается над беззащитной, нежной Амабель? В первой же серии девочка почему-то показывает на Зигги, сына еще одной героини сериала — матери-одиночки Джейн. Но по мере развития сюжета становится понятно, что тут все не так однозначно и агрессором может оказаться один из близнецов.
Александра Мелях:
— Вероятно, сценаристы дают нам такие подсказки: в семье происходит домашнее насилие. Каждый раз, когда близнецы появляются в кадре, они или играют в войну, или стреляют друг в друга. Один из близнецов отрывает ногу у бегемота — игрушки, талисмана класса. Я допускаю, что они могут копировать модель поведения своего отца, который на самом деле ведет себя по отношению к ним довольно авторитарно (если на маму они почти не реагируют, когда та просит их перестать шуметь, то приказы папы они выполняют незамедлительно).
Мадлен
Мадлен (Риз Уизерспун) — невротичная домохозяйка, главная работа которой — быть матерью двоих девочек. Если с младшей, первоклассницей, у нее нет никаких проблем, то для второй, девочки-подростка, уже наступил тот период, когда дети перестают нуждаться в родителях и требуют независимости. Мадлен переживает это очень остро. Когда ее дочь вдруг решает переехать от матери к своему отцу, с которым та развелась еще пятнадцать лет назад, у нее начинается паника. Но больше всего Мадлен бесит, что за советами ее дочь обращается не к ней, а к красавице-жене ее бывшего — гуру йоги и просто красотке Бонни.
Александра Мелях:
— Желание вылететь из гнезда для подростка естественно и, к сожалению, типично считать, что их родители «так себе», а вот другие люди — классные, а Мадлен переживает это как катастрофу.
Ее новый муж — терпеливый программист Эд вспоминает, что в детстве у Мадлен были трудные отношения с отцом. Все свое время он уделял ее братьям, на нее же почти не обращал внимания. В результате все свое детство Мадлен чувствовала себя брошенной и одинокой.
Александра Мелях:
— Позже эта история повторилась снова, причем несколько раз. Сначала она осталась без мужа с маленькой дочкой, теперь дочь выросла и снова ее «бросает».
Для того чтобы чувствовать себя нужной, Мадлен активно вмешивается в чужую жизнь и пытается восстановить справедливость там, где, по ее мнению, она была нарушена. Когда Зигги единственный не получает приглашения от Ренаты на вечеринку по случаю дня рождения ее дочери Амабель, Мадлен объявляет, что в день праздника везет всех в «Диснейленд».
Класс делится на два лагеря, и Рената понимает, что проиграла: число гостей сократилось ровно вдвое. Она даже готова терпеть присутствие Зигги, лишь бы не огорчать Амабель, но Мадлен уже не может дать задний ход. То, что ее младшая дочь тоже переживает, что не попадает на праздник к подружке, ее не останавливает.
Александра Мелях:
— Сценарий Мадлен — генерализировать и обострять конфликты. Она пытается восстановить справедливость, но не там, где нужно. Она остро нуждается в поиске смысла своей жизни, но не может остановиться и заняться собой, потому что у нее все крутится вокруг идеи, что ее постоянно бросают. Я пока не видела ни одной сцены, где она бы сказала, что была не права. Она всегда идет до конца и не умеет останавливаться. На самом деле ей стоит посочувствовать: она сама обрекает себя на одиночество.
Джейн
Джейн (Шейлин Вудли) — самая юная и самая бедная обитательница улья. Мать-одиночка, сбежавшая в Монтерей от своей страшной тайны. Джейн страдает посттравматическим расстройством. Шесть лет назад она познакомилась в баре с красивым, остроумным архитектором. Но едва за ними закрылась дверь шикарного номера, он превратился в садиста, социопата и психа. Он обращается с Джейн как с куском мяса, а она ничего не может с этим поделать — боится, что он ее убьет. Позже она понимает, что беременна. Спустя шесть лет Джейн живет с сыном Зигги, который внешне похож на отца, и изо всех сил скрывает тайну его появления на свет — не только от него, но и от других.
Джейн лечится пробежками по пляжу, а под подушкой у нее всегда лежит пистолет. Иногда ее обидчик является к ней в кошмарах. Тогда она представляет, как с упоением спускает курок и разряжает в него всю обойму.
Фото: kinopoisk.ru. Видео: «Русский трейлер»; coub.com; архив 66.ru