— Самая большая проблема общества, как обычно, — нежелание видеть проблему. Или желание считать проблемой некие трудности, пусть даже и очень значительные, но вполне разрешимые.
Иммигранты, терроризм, коррупция, социальные протесты, глобализация, изменение климата… Эти проблемы — на экранах всех телевизоров и в топах всех новостей, но не они определят внутреннее, глубинное устройство мира будущего.
Главная проблема — «восстание машин». И оно уже началось. Разумеется, машины — не роботы-терминаторы и не холодильники-убийцы. Машина вообще всего одна: интернет. И его опасность, вопреки общественным фобиям, вовсе не в том, что вездесущие системы слежения будут знать про каждый шаг каждого человека и станут управлять людьми по своему желанию.
Подобные антиутопии лишь профанируют суть проблемы. «Восстание машин» — когда искусственная система заставляет человека или человечество жить по ее законам. Когда в своем реальном мире мы вдруг начинаем жить так, как живем в виртуальном. Когда законы онлайна переходят в офлайн.
Главная технология овладения нашим миром — не вторжение злобных роботов из будущего, а социальные сети — новая глобальная коммуникация, захватывающая всех и каждого и преобразующая жизнь.
Предыдущий захват мира осуществил печатный станок Гутенберга. Книгопечатание породило прессу, глобальную коммуникацию Нового времени. Пресса тиражировала актуальные и понятные массам идеи. Пресса дала возможность консолидации социальных групп в классы и подвела их к политическим амбициям.
В итоге эта глобальная коммуникация породила гражданское общество. Оно и доныне является основным форматом нашего мира.
Какой социальный смысл во флешмобе? Какая экономика в идейном пиратстве? Какая психология в селфи? Какая ценность в лайках от людей, которых ты не знаешь, но согласен пожертвовать жизнью, чтобы они одобрили твой бессмысленный поступок? Где граница приватного и публичного, когда ты выкладываешь в Сеть то, что не скажешь даже самому близкому человеку?
Но этого мало. Это еще игрушки. Проблема гораздо глубже.
Соцсети построены не по тем законам, по которым мы живем в реальности. В реале человек должен заслужить право публичного высказывания. Пока ты не сделал что-то важное, тебя не будут слушать. А в соцсетях право голоса дается всем автоматически, без заслуг, говорить можно сразу на весь мир. И за свои слова никто не несет ответственности.
Ответственность за свои слова — непременное свойство авторитета. На институте авторитета держится культура. Она по природе своей иерархична. Шекспир авторитетнее Дэна Брауна, значит, Шекспир выше Дэна Брауна по культурной иерархии.
Уничтожая авторитеты, соцсети отменяют иерархии, и культура рушится. Уничтожение авторитетов — вовсе не свобода. Свобода — когда множество иерархий, и можно выбирать ту, которая нравится. Когда иерархия одна — это тоталитаризм. Когда иерархий нет — это хаос. Отменяя авторитеты, соцсети являются институциональным хаосом, и следующий шаг их эволюции — тоталитаризм. А он уже не допустит никаких соцсетей.
Соцсети дают безграничные возможности общения. Хорошо это или плохо? Естественные ограничения общения вынуждают, например, дурака общаться с умным, и в результате дурак становится немного умнее, а умный немного человечнее. Это и есть культурная эволюция.
С точки зрения отдельного человека это хорошо: не надо трудиться над собой, общение комфортно. А с точки зрения популяции это плохо: это культурная энтропия, добровольная сегрегация. Добровольность сегрегации приводит к отказу от этических императивов. Костяк культуры разлетается на куски.
Сейчас мы в реальном мире начинаем общаться так же, как общаемся в мире виртуальном. Школьник бестрепетно отрицает выводы нобелевского лауреата. Профессиональные вопросы решаются не вердиктом специалистов, а советом приятного человека или мнением анонимного большинства случайных участников обсуждения.
Знание огромного числа оценок какого-либо явления приводит к убеждению, что правильная оценка — только твоя. Главной ценностью считается не самореализация, то есть продвижение своих компетенций, а самовыражение, то есть продвижение своей персоны. И так далее. Мерой всех вещей становится не человек, а эго отдельного человека.
Это очень созвучно принципам общества потребления. Но если интернет начнет работать по принципам общества потребления — а рекомендательные сервисы как раз к тому и ведут, — то интернет, задуманный как средство объединения, будет только разъединять, потому что неприятные знания не нужны, как невкусная еда и неподходящие вещи.
Пользователь Сети уже сейчас понемногу замыкается в коконе информационного комфорта, но двигатель прогресса — дискомфорт. Однако интернет не позволит человеку быть в дискомфорте: робот не может вредить человеку или допускать вред своим бездействием. Это законы роботехники Азимова — механическая формализация заповедей Моисея.
Если мы не усвоим, что в нашем мире надо жить только по нашим законам и черту между миром онлайна и миром офлайна надо видеть всегда, то начнем поступать так, как дозволяют машины, а не люди. А машины дозволяют нам всё. Почему? Что им нужно? Мы не знаем.
Конечно, эти страхи кажутся апокалиптическими. Но задача писателя — проблематизировать бытие. Видеть угрозы там, где общество их еще не видит. Где троянцы, ликуя, затаскивают к себе чудесного деревянного коня.
Оригинал колонки вы можете найти на официальном сайте русской службы ВВС.
Фото: архив 66
Неинтересен оказался машине некто Алексей Иванов, претендующий на роль Гуру.
Даже Гутенберга не подвинул.)
О, да! Это для великих умов, набирающих слово "вышеописанное" вот эдак. Машина радостно аплодирует ))))))))