В воскресенье в России отмечали Международный день детского телевидения. Он был задуман как повод поощрять СМИ, которые уделяют внимание вопросам, связанным с детьми, а особенно вопросам воспитания. Вот только детских программ на телевидении день ото дня становится все меньше.
Еще 20 лет назад в выходные все дети страны замирали перед экранами, когда шли передача «Зов джунглей» или шоу талантов «Звездный час». Сегодня в сетке вещания федеральных каналов этих программ давно уже нет. По правилам лицензирования ТВ, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7–10% от эфирного времени. Но ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. На Первом детские передачи занимают не более 3% («Ералаш», «Умники и умницы» и мультфильмы) эфирного времени, на канале «Россия» — около 0,4–0,5% («Спокойной ночи, малыши»), НТВ вообще не включает в сетку детские передачи, за исключением «Детского утра на НТВ» по воскресеньям, что составляет не больше 0,4% эфира.
Из сетки региональных телеканалов, у которых бюджеты куда меньше, детские телепрограммы вылетели первыми. Хотя раньше именно свердловское ТВ производило их в достатке — вспомните те же «Тишкины тарелочки», выходившие на СГТРК в середине 80-х.
Если изучить программу передач екатеринбургских каналов, то непосредственно местного детского контента сейчас не производит никто, за исключением «Четвертого канала», который остается верен себе и не дает улететь из «Утреннего экспресса» вороне Капитолине. Журналисты 66.RU встретились и пообщались с бессменным партнером Капы — ее создателем и голосом — Альбертом Зинатулиным, чтобы узнать у него о вороньей судьбе.
— Сколько лет вороне Капе и сколько из них она работает на телевидении?
— В последнее воскресенье февраля было 23 года, как она в эфире. Вся эта затея вороны на телевидении изначально была сама по себе шуткой и забавой. Никто не думал, что все затянется так надолго.
Сама Капа несколько старше, но ее точный возраст — загадка даже для меня. Я ее нашел в мансарде учебного театра театрального института. Это была рабочая концертная студенческая кукла. В общем, рабочая такая лошадка.
— Я знаю, что Капитолин пошито уже около десятка, все-таки возраст и тяжелый ежедневный труд дают о себе знать. А как изменился за эти годы характер Капы? Не стала ли она старой брюзжащей вороной?
— Все же меняются, да и от партнера многое зависит, а их у нее было 8 или 10. Вот, например, с Виталием Краевым она была нагловатая, потому что у него был образ глуповатого простака, который искренне все принимал, а она над ним ерничала. С Андреем Скоповым она была, наоборот, дура набитая.
![]() |
---|
— Если изучить сетку вещания местных телеканалов, то получается, что Капитолина — единственный живой проект в формате детского телевидения.
— Да и на центральных-то каналах мало кто что-то сейчас для детей делает. Продержаться программе сезон с хорошими рейтингами — это очень хорошо. Продержаться три сезона — потрясающе, но мало кто так может. Больше всего продержалась «Спокойной ночи, малыши»: в привычном составе — 25 лет, но потом и им пришлось меняться. И это мы говорим про Москву. А для региона то, что Капа 23 года держится, — феноменально.
Почему не делается в местных СМИ — просто все очень накладно. Детский продукт никогда не был рекламоемким, а эфирное время стоит очень дорого.
— У Капитолины есть спонсоры?
— Нет. Единственное, на чем мы зарабатываем и частично покрываем расходы, — СМС-сообщения, когда люди присылают свои ответы на вопросы в викторинах. Но опять же часть из этих денег уходит на те же призы — билеты в театр или ручные мини-вороны. И потом это же несерьезный проект, смешной, дурацкий — какие у нас спонсоры? «Дурацкий», кстати, — это я в хорошем смысле слова.
— За столько лет у передачи остались стабильные рейтинги по просмотрам?
— Не буду врать — они упали. Самый резкий спад был, когда убрали воскресные выпуски, подытоживающие всю неделю. Мы не потянули отдельную студию, отдельные декорации, отдельный проект. Он стал просто слишком тяжелым. И из-за этой истории без финала, конечно, мы потеряли зрителей. Но я не унываю. Зачем нам стадионы? До одного достучаться — уже стимул.
— Увлечение детей You-Tube и современным мультиками не сказываются на ваших рейтингах?
— Все мы друг другу конкуренты. Мне не тягаться с этими «Фиксиками», конечно, но нам приятно, что нас знают. Такие проекты инородные проходят, становятся модными, уходят — появляются другие... А мы с Капой себе живем как-то там, без претензий особых. И если мы встали в какой-то ряд героев — это хорошо.
Меня иногда спрашивают: сколько еще это будет продолжаться? А я отвечаю: это началось с шутки, и хорошо бы, чтобы шуткой все и закончилось. Потому что живым оставаться в эфире, конечно, сложно — камеру трудно обмануть, в театре с этим проще, там другие законы. Но у меня какое-то такое представление, что пока ты можешь быть живым, им надо быть. А там — как фишка ляжет.
Директор «Четвертого канала» Элеонора Расулова согласна с Альбертом Зинатулиным в том, что детское телевидение - важно и нужно. Но проблема в том, что для таких программ нет ни эфирного времени, ни денег.
Элеонора Расулова, директор «Четвертого канала»:
— С учетом того, что сейчас исключительно регионального вещания у местных каналов и так осталось мало, для всех нас детское телевидение перестало быть первоочередным вопросом. Когда очень мало эфирного времени, предпочтение отдается тому, что более интересно как телезрителям, так и рекламодателям. Тем более трудно тягаться со специализированными каналами, которых стало очень много.
Отсутствие региональных детских программ с успехом компенсируют телевизионные провайдеры, предоставляя доступ минимум к десятку специализированных каналов: «Карусель», Cartoon Network, Nickelodeon, «Радость моя», «Детский мир» и т.п. Хотя бы один детский канал входит в минимальный пакет практически всех операторов. Например, у «Ростелекома» в пакете «Твой Стартовый 2.0» в «Интерактивном ТВ 2,0» — 107 каналов, среди которых 6 детских и около 20 — познавательного характера (то есть примерно четверть из всех).
Помимо того что операторы дают доступ непосредственно к детским каналам, они еще и предоставляют ряд полезных функций. Например, у того же «Ростелекома», который работает на сетях любого провайдера, существует такая полезная функция, как «родительский контроль»: можно настроить просмотр в зависимости от возраста ребенка или ограничить общее время просмотра телевизора (установить максимальную суммарную продолжительность просмотра видео, например, не более двух часов в день). Все каналы и передачи с уровнем доступа выше настроенного будут заблокированы — на экране появится изображение закрытого замка.
фото: 66.ru