Открывая странички мэра Екатеринбурга в социальных сетях или листая новостную ленту сайта Екатеринбургской городской думы, мы перестали узнавать Евгения Ройзмана. В последний год из речи градоначальника вымыло почти все хлесткие выражения, меткие эпитеты и яркие речевые обороты.
Может быть, речь Евгения Ройзмана изменилась под влиянием высокой должности. Хотя значительные перемены произошли только в этом году: первые два года мэрства (а Ройзман является главой Екатеринбурга с 2013 г.) он выражался примерно так же, как и до победы на выборах.
Возможно, ключ к решению загадки превращения Евгения Ройзмана из острого на язык публичного человека в сдержанного чиновника кроется в другом. Дело в том, что в начале 2016 года на мэра начала работать целая пресс-служба. Началось с того, что в середине февраля у него появился личный пресс-секретарь — Виктория Мкртчян, перешедшая в Гордуму из информационно-аналитического департамента администрации города. С того момента речь Ройзмана начала меняться. Особенно это заметно по пресс-релизам и новостям с сайта ЕГД, а также выступлениям на официальных мероприятиях, на радио и по телевидению.
Например, в июне Ройзман в эфире программы «Открытая студия» комментировал кадровые перестановки в Свердловской области, в том числе переход вице-мэра Владимира Тунгусова в резиденцию. Мэр заметил, что «замещение ряда должностей пойдет на пользу губернаторской команде».
— Замещение ряда должностей пойдет на пользу губернаторской команде в первую очередь. Также это пойдет и на пользу города, потому что люди, которые сейчас зашли в правительство, очень хорошо понимают проблемы Екатеринбурга… Ну и вообще, если быть объективными: городская команда намного мощнее. Здесь у всех высшее образование, уровень откровенно выше.
Ройзман-общественник в данном случае, конечно, согласился бы с Ройзманом-мэром, но выбрал бы для комментария совсем другие выражения. Так, в самый разгар предвыборной гонки он в своем блоге рассказывал о судах над журналисткой Аксаной Пановой и к «губернатору» добавлял прилагательное «приезжий», а команду Евгения Куйвашева называл «холуями».
— По Аксане Пановой: суды притормозили на время выборов и форсированно начинают с 12 сентября. Потные ладошки потирают. Эта истеричная активизация правоохранителей, приезжего губернатора и его холуев говорит только о том, что я действительно эти выборы выигрываю.
В общем, своего отношения к Куйвашеву Ройзман не поменял. Он до сих пор считает, что главой региона должен быть другой человек, и даже обещает оставаться на посту мэра до тех пор, пока в Свердловской области не сменится губернатор. Но вот фразы стал подбирать более корректные и аккуратные.
Когда Ройзман только стал главой Екатеринбурга, он крайне негативно и резко высказывался в своем блоге против реконструкции Центрального стадиона. Пост от декабря 2013 года, рассказывающий о миллиардных тратах на подготовку к ЧМ-2018, он озаглавил одной из своих любимых фраз: «Блинами жопу вытирают». «Реконструировать реконструированный стадион и потратить на это 12–15 миллиардов — это тупо, бездарно и, не побоюсь этого слова, преступно», — заявил тогда Ройзман и добавил, что работы приведут к гигантской дорожной стройке, которая растянется на два года и спровоцирует множественные перекрытия улиц.
Со временем тема подготовки к большому футбольному празднику перестала так злить мэра. В сентябре 2016 года он, например, рассказывал ТАСС, что Екатеринбург — это самый благополучный город по подготовке к чемпионату мира.
— В Екатеринбург постоянно приезжают комиссии из ФИФА, и мы — самый благополучный город по подготовке к чемпионату мира 2018 года. У нас график идет с опережением. Есть вещи, за которыми я лично бы последил, например, за реконструкцией развязки Ленина — Московская, где часть сквера попала под вырубку. Меня это очень задевает.
Когда Евгений Ройзман еще был связан с фондом «Город без наркотиков», он часто рассказывал в своем блоге о различных курительных смесях и солях, об их влиянии на организм, о признаках, указывающих на то, что ваши дети употребляют. Наркоманов он называл «нарколыгами», «говнокурами», «укурками», «обсаженными белками», «укурившимися дятлами», торговцев величал «барыгами», «кончеными, циничными животными», а еще он очень красочно описывал последствия употребления наркотиков. «Люди гниют», «скуривают мозги», «пихают в задницу наркотики», «в них просыпается невиданный гонор, они ощущают себя супергероями, начинают говорить с космосом и управлять мирами».
Сейчас тему наркомании мэр не оставил. Он периодически рассказывает, как ездит по екатеринбургским школам и читает ребятам лекции о вреде употребления наркотиков. Правда, теперь яркие образы он чаще заменяет обобщенными и простыми выражениями, как, например, было в декабре 2016 года в эфире «Город FM».
— Сегодня многие директора жалуются, что подростки увлекаются электронными сигаретами, считая их безвредными. Это ошибочное мнение, поскольку подобные сигареты, равно как курительные смеси и обычный табак, пагубно влияют на здоровье.
Три года назад Ройзман не стеснялся в выражениях, характеризуя представителей полиции и прокуратуры, связанных с делами, касающимися «Города без наркотиков» и Аксаны Пановой. Прокуроров он называл «импотентами», силовиков — «подонками» и «убийцами».
Сейчас суды прекратились, напряжение спало, так что и высказывания в адрес правоохранительных и надзорных органов стали иными. В конце 2016 года в эфире «Город FM» он говорил об антитеррористических мерах и похвалил екатеринбургских силовиков.
— Наши правоохранители реагируют на события, происходящие в мире, мгновенно, за что их нужно поблагодарить.
А в одном из своих последних постов в социальных сетях мэр, отмечая несправедливость судов, просто сказал: «А я наши суды знаю: приговор «семь тысяч штрафа» означает, что обвинение не подтвердилось».
Стоит отметить: весь свой пыл Евгений Ройзман, конечно, не растерял. Его друзья в Facebook до сих пор могут периодически читать о «злодеях и подонках», «трупоедах и нарколыгах», о «вытирающих блинами жопу» и т.д.
Фото: архив 66.ru