Общественная наблюдательная комиссия была сформирована в 2008 г. по указу президента Дмитрия Медведева, после многочисленных скандалов, которые сопровождали работу российских колоний. В состав ОНК должны были войти общественные деятели, которые бы следили за соблюдением прав человека в пенитенциарных учреждениях. Для этого они получали свободный доступ в колонии, СИЗО и полицейские камеры для задержанных. О найденных нарушениях наблюдатели должны были оповещать надзорные органы, чтобы те приводили состояние дел в колонии к законности. Такая прозрачность работы службы исполнения наказаний должна была, по мысли законотворцев, привести к сокращению практики издевательств над осужденными.
Начав работу, члены ОНК действительно предавали огласке некрасивые подробности жизни обитателей российских тюрем. Так, к примеру, все громкие скандалы, связанные с пытками в свердловских колониях, которые лихорадили областной ФСИН последние годы, были вынесены на свет членами ОНК. Служба исполнения наказаний в свою защиту подавала в суд на наблюдателей, обвиняла их и зэков в клевете, в сотрудничестве с уголовным элементом. Зачастую суды вставали на сторону ФСИН. В общем, работа кипела.
Кардинально ситуация поменялась в текущем ноябре. Дело в том, что каждые три года совет Общественной палаты РФ формирует новый состав ОНК. Каждая общественная организация может выдвинуть двух своих членов для участия в деятельности комиссии. Но состоять в ОНК нельзя более трех созывов.
После оглашения итогов формирования четвертого созыва наблюдательной комиссии российские правозащитники обвинили Общественную палату в разрушении самой основы общественного контроля. Связано это оказалось с тем, что:
- общее количество мест в комиссиях оказалось сокращено;
- в новый состав ОНК не попали известные правозащитники, зато вместо них среди наблюдателей оказалось большое количество выходцев из силовых структур.
К примеру, ОНК Свердловской области сократили с 40 до 34 членов. Среди известных свердловчан-общественников, претендовавших на участие в новом созыве ОНК, но не включенных туда, оказались: активно следивший за содержанием задержанных в камерах полиции Вячеслав Башков, проводившие голодовку у стен свердловского главка ФСИН Ольга Дианова и Лариса Захарова, активный общественный наблюдатель Дмитрий Калинин и в том числе корреспондент Портала 66.ru Дмитрий Антоненков, после серии публикаций которого по факту систематического вымогательства с осужденных в ИК-2 Екатеринбурга следователи начали крупномасштабное расследование.
Зато оказались включены: два человека из общественной организации, зарегистрированной на территории печально известной ИК-2, бывший пресс-секретарь свердловской ФСИН, члены Объединенного профсоюза сотрудников органов внутренних дел и различных организаций ветеранов боевых действий.
Подобная ситуация повторяется во всех ключевых российских регионах. Когда стали известны итоги формирования новых комиссий, представители правозащитного сообщества взорвались общим посылом: как представители силовиков смогут защитить задержанных и осужденных от прессинга и издевательств?
![]() |
---|
Общественная палата ответила на это обещанием довыборов недостающих членов комиссии. На этом скандал приутих в ожидании обещанного.
Однако по информации Портала 66.ru, в конце прошлой недели председатели региональных ОНК получили письмо за подписью замначальника отдела ОНК Общественной палаты РФ Виталия Полозюка, из которого следует, что недовольным правозащитникам не стоит на что-то рассчитывать: «Для учета мнения членов ОНК, сформированных в октябре 2016 г., при принятии советом Общественной палаты решения о целесообразности проведения довыборов в их состав просим вас оперативно провести внеочередные заседания членов ОНК (либо осуществить дистанционный опрос членов ОНК), в ходе которого обсудить вопрос о необходимости увеличения численности ОНК в вашем субъекте РФ. Ходатайство перед советом ОП РФ об увеличении численности ОНК с указанием, на какое число, нужно обстоятельно аргументировать».
Резюмируя: решать вопрос о довыборах в региональные ОНК предложено тем, кто уже вошел в состав наблюдательных комиссий.
архив 66.ru
Глава 2
Права и свободы челoвека и гражданина (ст. 17-64)
изучи пожалуйста.
уголовников... а судьи кто? большинство да, уголовники, но и они - люди.