Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Страх и ненависть онлайн. Как RIP-страницы в соцсетях строят настоящие храмы и превращают самоубийц в мучеников

24 ноября 2016, 08:00
расследование
Страх и ненависть онлайн. Как RIP-страницы в соцсетях строят настоящие храмы и превращают самоубийц в мучеников
Фото: скрин мемориальной группы в социальной сети «ВКонтакте»; архив 66.ru
Наряду с группами смерти и страницами, коллекционирующими «выпилившихся» подростков, огромной популярностью «ВКонтакте» пользуются мемориальные страницы. На них подписаны тысячи людей, которые молча наблюдают, как скорбят другие, или сами оставляют десятки комментариев о своей потере. Тем временем RIP-сообщества все чаще теряют свою основную функцию — помочь людям объединиться, чтобы вместе пережить трагедию, — и становятся платформой для чего-то еще: троллинга, раскрутки новых подростковых суицидальных страниц, сбора средств на лечение живых людей или строительство религиозных сооружений (только так, говорят админы, можно увековечить память о погибших). Портал 66.ru проанализировал RIP-страницы, чтобы понять, кто и как извлекает выгоду из скорби и можно ли кому-то реально помочь группой «ВКонтакте».

Новые суицидальные страницы. Раскрутка на медиасенсации

Трагедия псковских школьников Дениса и Кати, покончивших с собой после перестрелки с полицией, породила в социальных сетях сотни мемориальных страниц-клонов: «Денис Муравьев и Катя Власова», «Псковские школьники», «псковские подростки», «псковские Бонни и Клайд»… Всего за несколько дней в группы вступили тысячи людей, большинство из них — подростки. Они активно комментируют запощенные администратором подробности смерти школьников, делятся своим контентом (рисунки, стихотворения, песни). Для взрослых эти страницы интересны прежде всего тем, что по ним можно понять, как восприняли трагедию Дениса и Кати их сверстники.

Страх и ненависть онлайн. Как RIP-страницы в соцсетях строят настоящие храмы и превращают самоубийц в мучеников

Мы проанализировали несколько мемориальных страниц со схожими названиями и пришли к выводу, что большинство их подписчиков считают смерть подростков под Псковом историей о современных Ромео и Джульетте. То, что сделали Денис и Катя, подростки воспринимают как подвиг, который «мог быть вдохновлен только истинной любовью» (вернее, ЛЮБОВЬЮ). После трагедии количество подписчиков на страницу Кати увеличилось до 12 тысяч человек, на страницу Дениса — до 13 тысяч. Вряд ли при жизни их было больше 10.

Страх и ненависть онлайн. Как RIP-страницы в соцсетях строят настоящие храмы и превращают самоубийц в мучеников

«Катя и Денис свернули свои личные горы, нарушили всё, что можно было нарушить, были вместе до конца и умерли, любя друг друга. Они не увидели другого выхода, когда их поставили в такие рамки родители. Только любовь дала им силы сделать это», — пишет одна из подписчиц группы «Псковские Бонни и Клайд | Денис и Катя». Подростки романтизируют историю о двойном самоубийстве, пересказывают ее в стихах. Установить авторство одних довольно трудно (возможно, они были написаны администраторами групп, чтобы собрать как можно больше лайков и репостов), другие же принадлежат конкретным подросткам («Ты будешь Бонни, а я буду Клайд, и на двоих у нас с тобой суицид»).

Все стихотворения объединяет одно: в каждом из них с пугающей точностью цитируется последовательность действий, приведших подростков к самоубийству. Но есть и выдуманные детали — например, внутренний монолог Дениса, который он произносит через несколько секунд после того, как выстреливает в затылок своей подруге. Иногда в этих произведениях появляется мораль, которую додумывает за героев автор («Мы не виноваты, нас довели. // Родителям нужно вправить мозги»).

Страх и ненависть онлайн. Как RIP-страницы в соцсетях строят настоящие храмы и превращают самоубийц в мучеников

Наряду с мемориальными страницами появляются фейковые аккаунты умерших подростков. На одной из RIP-страниц кто-то от имени Кати уверяет, что на самом деле всё, что говорят о псковских Бонни и Клайде, по телевизору, — неправда. На самом деле она, Катя, и Денис живы («Похороны для того, чтобы все поскорее улеглось»).

Другие пользователи обращают внимание на активность аккаунта Дениса. Уже после его смерти на его странице появилась отметка о том, что в последний раз он был онлайн всего несколько минут назад. Впрочем, скорее всего, аккаунты погибших изучают правоохранительные органы, а не хакеры, взломавшие страницы, чтобы потом продавать скрины личной переписки детей мемориальным группам и СМИ.

Текст: Ольга Корюкова; Юлия Щепеткина; Ирина Варкентин; 66.ru. Фото: скрины мемориальных групп в социальной сети «ВКонтакте»