С сегодняшнего дня в прокат выходит комедия «Любовь без правил». За несколько дней до премьеры создатель картины, бывший главный режиссер екатеринбургского Театра юного зрителя, известный актер, обладатель премий «Ника» («Высоцкий: Спасибо, что живой») и «Золотой орел» («Конец прекрасной эпохи») приехал в уральскую столицу, чтобы представить свой новый фильм, а мы воспользовались возможностью встретиться с известным режиссером и узнали его мнение о самых обсуждаемых событиях из мира искусства за последние несколько дней.
Дмитрий Астрахан встретился с первыми зрителями своего нового фильма и ответил на несколько вопросов журналиста Портала 66.ru — о том, как сегодня государство принимает решение, кому давать бюджетные деньги на съемки новых фильмов, а кому — нет, могут ли прокурорские проверки картины о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской чем-то навредить Алексею Учителю и как он воспринял заявления, которые Константин Райкин сделал во время своего нашумевшего выступления на съезде театральных деятелей России.
О цензуре и госзаказе
— У нас не может не быть цензуры. Налогоплательщики хотят знать, что их деньги тратятся правильно. Поэтому когда речь идет о государственном театре, о съемках фильма на госсредства, люди хотят знать, что получится интересный спектакль, интересный фильм. И это нормально. Для этого и создаются некие контролирующие институты. Другой вопрос — кто те люди, которым доверили делать этот выбор.
Я глубоко уверен, что среди них не должно быть людей из искусства. Они не должны иметь отношения к театру, если занимаются театром, и к кинематографу, если решают, какому режиссеру отдать грант на съемки фильма. Это должны быть люди из других профессиональных сфер: ученые, писатели… Люди уважаемые, заслужившие доверие своей жизненной позицией. Финансово, идеологически независимые, люди широких взглядов, которые доказали, что их нельзя ни купить, ни запугать. Не ханжи, без догматических взглядов на мир. В противном случае получится лоббистская история, без надежды на справедливость.
Пока в нашей стране худсоветы приобретают дикие формы. У нас много контролирующих организаций, которые занимаются черт-те чем. В конечном счете всё превращается в неконтролируемый беспредел. В этом смысле у нас всё еще довольно много перегибов. Что с этим делать, я не знаю.
О дискуссии вокруг выступления Константина Райкина
О дискуссии вокруг выступления Константина Райкина
У нас демократическая страна. Это значит, что каждый может высказать свое мнение. К счастью или к сожалению. К сожалению — потому что зачастую все это начинает обретать образ мракобесия. Я как-то выпал из обсуждения, потому что выступление (Константина Райкина, — прим. 66.ru) совпало с предпремьерной подготовкой (к фильму «Любовь без правил», — прим. 66.ru). Я даже речь Райкина еще толком послушать не успел. Если послушаю ее на досуге, то смогу комментировать более внятно. Но то, что Константин Райкин — известный человек, который уже доказал, что он рыночный режиссер, — это без сомнения.
О борьбе Натальи Поклонской с новым фильмом Алексея Учителя «Матильда»
Это же прекрасно! Алексею Учителю создали отличный пиар, поэтому я думаю, что теперь все сходят на этот фильм. Алексей Учитель дороже бы заплатил за рекламную кампанию, а тут — все бесплатно. Если он не сделал всего этого сам, то тогда ему просто крупно повезло.
Самому фильму ничего не угрожает. Ну что может найти в нем прокуратура? Главное — это то, что для режиссера уже все сделали. Теперь он в образе гонимого. Поэтому даже если вдруг, не дай Бог, фильм окажется не очень удачным, то ему будет на кого все списать — на вот эти гонения!
О фильме «Любовь без правил»
Это фильм о семейных отношениях. Мы высмеиваем женские пороки. Бывает такая ситуация, когда женщины отказывают мужьям, если они что-то не могут сделать. Причем не важно, что именно: ведро не вынес или не стал первым в списке «Форбс». А в чем они им отказывают? Конечно, в исполнении супружеского долга. Получается, что брак — это узаконенная проституция, бартер, товарообмен. Ты — мне, я — тебе. С этой точки зрения на семью еще никто не смотрел.
Этот фильм сделан в защиту мужчин. Я не скрываю этого. Но я хочу, чтобы с его помощью сохранилось как можно больше семей, чтобы как можно больше людей жили в счастливом браке. Фильм учит женщин быть мудрее и хитрее. Мужчины всегда готовы обмануться, нужно только проявить чуть-чуть гибкости.
Об актерах из «Дома-2» в фильме «Все хорошо»
Я снял фильм, который пока еще не вышел. У него два рабочих названия. Первое — «Игра», второе — «Все хорошо». Я не буду пересказывать сюжет, просто скажу, о чем он. В нашей жизни часто бывает, что мы говорим неправду. Чтобы не обидеть, не навредить. Иногда мы сами не хотим, чтобы кто-то говорил нам правду о нас. Хочу ли я, например, знать, что я плохой режиссер? Нет, не хочу. Хочу ли я знать, что я плохой любовник и что я не удовлетворяю свою жену? Нет, наверное, не хочу. А я не хочу это знать иногда или всегда? Я думаю, что, конечно, всегда.
Правда — созидательна или разрушительна? Ты скажешь человеку правду — будет он после этого счастлив или несчастлив? Это философский вопрос, но с ним сталкивается в своей жизни каждый из нас.
Один из продюсеров фильма занимается проектом «Дом-2». Я говорю ему: пойдем к вам, в «Дом-2», ведь все ваши герои там играют! Вся их жизнь — это лицедейство! Они превратили игру в образ жизни. У них есть потребность играть. Другой вопрос — кто из них талантлив, а кто нет. Саша Харитонова — очень талантлива. Поэтому она и еще пара ребят из «Дома-2» сыграли несколько ролей в новом фильме.
О клипах группы «Ленинград»
Самое неожиданное, что мне говорили зрители, что мои фильмы по стилистике напоминают им клипы Шнура (только никто не матерится). Я подумал и решил, что у Шнура ведь тоже сатирические произведения, которые, кстати, очень талантливо сняты. Взять, к примеру, «Лабутены». Это о мечтах простой девушки выйти замуж. Она готова ради этого на всё: ползет со сломанной ногой к дверям, как на войне! «В Питере — пить» — это же тоже сатира. Это история о том, как каждый в какой-то момент мечтает все послать к чертовой матери. Так и есть. Шнуру удалось найти алгоритм, который оказался понятен зрителю.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.ru. Видео: Movie Trailers