Год назад вышла книга «100 фотографий Сергея Максимишина». Она была издана по подписке, то есть на народные средства. В широкую продажу альбом так и не попал. Каждый снимок сопровождает небольшой рассказ о том, когда, где и при каких обстоятельствах он был сделан. Получилось своего рода пособие для журналистов и калейдоскоп российской жизни за последние 15 лет. Как изменилась страна за это время, в чем главное достижение 90-х и почему разрешить «чисто российский парадокс» в наше время уже невозможно — читайте в интервью Сергея Максимишина порталу 66.ru.
![]() |
---|
Первое свое образование Сергей Максимишин получил на кафедре экспериментальной ядерной физики. Работал в лаборатории научно-технической экспертизы, после чего открыл собственную фирму, которая разрабатывала инвестиционные программы. В 1998 г., когда в стране случился дефолт, компания разорилась. Тогда Максимишин решил круто изменить свою жизнь: поступил на факультет фотокорреспондентов при санкт-петербургском Доме журналистов. C 1999 г. начал работу в газете «Известия» |
— По вашим фотографиям можно проследить, как менялась Россия с нулевых до наших дней. Как бы вы описали эти перемены? Интересовала ли вас эта тема, когда вы приезжали в небольшие российские города?
— Меня интересовало, как люди живут. Об этом все мои портреты. Конечно, если сравнивать, как я снимаю сейчас, с 2000 годом, получается гигантская разница. Стало меньше свободы слова. Мы потеряли то, что нам удалось завоевать в 90-е. И сегодня мы вернулись к тому, от чего уходили в 90-е, — к тоталитарному государству.
— Что, на ваш взгляд, стало самым главным достижением 90-х? Свобода?
— В 90-х была надежда. Сейчас нет надежды.
— В материальном плане люди стали жить лучше, но надежду они потеряли?
— Я бы сказал, что улучшилась жизнь некоторых людей. Может, некоторые люди стали жить лучше, а я стал жить хуже. Потому что я перестал чувствовать себя своим. Мы лишились, как мне кажется, свободы слова. У нас появились политические заключенные. Мы стоим на пороге войны, у нас гибнут люди, мы зачем-то влезли на Украину... Все это не приведет ни к чему хорошему.
![]() |
---|
Из очерков Сергея Максимишина, город Тобольск: «Сотни памятников деревянного и каменного зодчества буквально тонут в жидкой грязи. Город разрушается на глазах. Местные власти бьют тревогу. Два года назад им удалось пригласить в Тобольск президента Путина. Тот пообещал выделить на восстановление города 2 млрд руб. Денег пока нет. Горожане на них надеются» |
— В одном из интервью вы говорили о «типично российском парадоксе»: приезжаешь в небольшой город, люди рассказывают, как им трудно жить. Но потом, когда ты показываешь это, они говорят, что ты «сволочь и все очернил». Как быть в такой ситуации?
— Если не называть проблемы своими именами, если не показывать проблемы, то как же мы будем их решать? Когда меня упрекают в том, что я показываю Россию не так, как кому-то хочется ее видеть, я говорю, что самый антироссийский писатель — Николай Васильевич Гоголь. Написать более антироссийскую книжку, чем «Мертвые души», было просто невозможно. В ней же нет ни одного положительного персонажа! Разве что можно вспомнить отступление о тройке… Тем не менее Гоголь — великий писатель. И великий писатель — Салтыков-Щедрин. И я всегда спрашиваю: кто больше любил родину? Михаил Юрьевич Лермонтов, который написал «Прощай, немытая Россия», или тот, кто написал «Эх, хорошо в стране советской жить»? Мне кажется, что все-таки Лермонтов.
— Вы приехали в Екатеринбург, чтобы провести мастер-класс для фотографов. Много вопросов задают про этику в фотожурналистике?
— Очень много. Для людей, далеких от фотографии, существует такая коллизия: снимать или помогать. Я думаю так: если ты не можешь снимать и помогать одновременно — тогда помогай. Но если ты не можешь помогать — тогда снимай. Но в 99% случаев можно делать и то, и другое. Потому что съемка — процесс очень локальный. При этом существуют неразрешимые этические задачи. Я снимал историю про беспризорников, жил с ними около трех недель — они при мне нюхают клей. Должен ли я отобрать этот клей? Ну, я не знаю... У меня нет ответа на этот вопрос.
— Вы этого не сделали?
— Тогда я этого не сделал. А сейчас я, наверное, просто не пошел бы на эту съемку. Может быть, сейчас я бы отобрал — не знаю… Но тогда я этого не сделал, так как слишком был увлечен процессом фотосъемки. Фотограф увлекается. Есть такой анекдот: фотограф идет по пляжу, за ним бежит мальчик и кричит: «Дядя, мама тонет!» Фотограф: «Мальчик, извини, пленка кончилась». Так бывает. У фотографа иногда сносит крышу.
![]() |
---|
Из очерков Сергея Максимишина, серия «Беспризорники»: «Три месяца я снимал группу беспризорников, поселившихся на чердаке старого дома на улице Марата, в 100 м от Невского проспекта» |
— Что важнее: правда, которую покажет фотограф (напишет журналист), или проблемы, возникшие у человека, который позволил что-то снять (рассказал то, что рассказывать было нельзя)?
— Понятно, если от вашей правды может кто-то пострадать, то вы соразмеряете эту правду и последствия, которые она может за собой повлечь. Но правда сама по себе ведь самоценна. Это же то, что всегда спрашивает Владимир Познер. И у Познера есть классический ответ. Когда вы берете интервью у большого чиновника, который случайно изобрел планы военного вторжения в какую-то страну, вправе ли вы как журналист обнародовать эти планы? Это очень сложный вопрос, и у меня нет на него ответа. Наверное, всё зависит от того, какие это планы и какой чиновник.
— В Сети можно найти много подборок вроде «10 фотографий, изменивших мир». Как правило, речь идет о военной съемке. В истории бывали случаи, когда благодаря нескольким кадрам об ужасах войны удавалось кардинально изменить общественное мнение о военных кампаниях. Вы же говорите, что фотограф больше не способен менять мир. Почему?
— Появились более мощные каналы воздействия на общественное мнение: телевизор, интернет. Раньше мы были средством массовой информации. Люди видели мир нашими глазами. Люди знали, как выглядит русско-японская война, — по фотографии. Люди знают, какой костюм был на Черчилле, — по фотографии. Сейчас наша доля в информационном обеспечении ничтожно мала. Мы перестали быть жизненно важными. Сегодня мы, фотографы, все стали артистами, художниками. Но потребность в искусстве вторична. Люди начинают интересоваться искусством, когда у них есть всё остальное. Нас переложили с одной полки на другую: если раньше мы были news, то теперь мы стали entertainment, то есть развлечением. Сегодня мы уже не так важны. И если завтра какой-нибудь сумасшедший правитель вдруг возьмет и запретит фотожурналистов — что изменится по большому счету? Ничего не изменится. Новости выходят в режиме реального времени, а у нас газета выходит в понедельник…
![]() |
---|
Чечня, зима 2000 г. |
— Но ведь в режиме реального времени можно выходить не только с помощью спутниковых тарелок. Берешь ноутбук — и скидываешь все по Wi-Fi.
— Когда я, например, работал в Сибири и началась война 08.08.08 в Южной Осетии, то меня очень интересовало, стоит ли мне бросать все дела и ехать туда. Так вот, у меня даже мысли не было смотреть фотографии — конечно, я смотрел видео. Видео существенно более информативно. Фотография может быть более аналитична, она передает ощущения, но вот как источник информации — конечно же, видео будет впереди. Сегодня военные фотожурналисты знаете на кого похожи? На художника Верещагина. Вот художник Верещагин в Туркестанском походе ходил за русскими войсками — то двери нарисует, то еще что-нибудь такое. Передавал ощущение.
— То есть сегодня задача фотожурналиста — передавать ощущение, а не показывать реальность?
— Мы теперь художники при реальности. Мы не передаем информацию. А передача ощущений на расстоянии — это то, как Лев Толстой определял искусство. Если раньше, чтобы быть крепким профессионалом, нужно было снять, как бегут два футболиста, и чтобы мячик был при этом был резким. Или как два человека жмут друг другу руки, и чтобы это было резко. Звезд с неба не хватаешь, но ты уже крепкий профи. Сейчас этого совершенно недостаточно. Потому что если мы сейчас не передаем ощущения — мы никому не нужны. Соответственно, документальная фотография все больше сближается с арт-фотографией. Более того — границы уже нет. Вот это такая генеральная линия. А дальше уже можно ловить блох. Можно говорить о том, что модно в фотографии, что не модно в фотографии. Главное — если вы не художник, то вы просто плохой профессионал. Ну, потому что нехудожнику просто нет места. Что ему делать?
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; maximishin.com.; архив 66.ru
А вообще, художественная фотография, отличный способ донести приукрашенную и лживую информацию. Этим к сожалению пользуются все СМИ, лишь бы больше просмотров, продаж, дороже реклама, хороший бизнес и плевали все они на донесение правды людям.
Наш "герой" - русофоб и чернушник, конечно нашел популярность в зарубежных издательствах, чему удивляться, "молодец".
мне интересно этот свободолюбивый фотожурналист вообще замечает, что в мире происходит?
я, конечно, понимаю, что во всем виновата Россия и лично Путин..
но все же не меашло взглянуть на вещи шире
тогда бы может и задумался над этим:
это да.. жизнь боль
Я о 90-х.
Вариант с деньгами и работой, без политзаключенных не рассматривается?
Политзаключенные, война - добро пожаловать в хорошую, годную западную, суверенную демократию.
Разгадал в чём дело. В 90-ые была иллюзия, что свобода и всё можно, пока Борька шары заливал. Когда настало время разгребать бардак, то выяснилось, что не всё так поэтично. Добро пожаловать) Но это не тоталитаримз.
Не слушайте его. Он фотограф, человек творческий эмоциональный, может сбрякнуть что-то, а "Тоталитаризм" - термин очень точный.
это точно.
Обычный русофоб ностальгирует по прошлому когда именно он был счастлив.
По Тобольск правильно сказано. Заповедник разрухи.
Но вообще, каждый либерал так и тянет лечить и говорить нам как жить. Видимо, за это тоже им платят зарплату из грантов.