Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Горы стекла и ртуть-невидимка: как устроен екатеринбургский завод по утилизации опасных отходов

20 сентября 2016, 18:30
Горы стекла и ртуть-невидимка: как устроен екатеринбургский завод по утилизации опасных отходов
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.ru
Один из немногих цехов города перерабатывает до полутора миллионов лампочек в год — в среднем по одной на каждого жителя. «Сколько привозят, столько мы и утилизируем», — говорят на предприятии. Куда деваются остальные опасные отходы и почему это плохо — в репортаже Портала 66.ru.

В идеальном мире неподалеку от вашего дома должен быть установлен специализированный контейнер. Как правило, это небольшой ящик вместимостью около 0,75 кубометра, в котором есть отдельные рукава для градусников, батареек и ртутных ламп. Внутри контейнера — специальные кожухи, которые не позволяют стеклянным изделиям разбиваться. И даже если они разобьются, внутри есть дополнительная защита от ртутных испарений.

Горы стекла и ртуть-невидимка: как устроен екатеринбургский завод по утилизации опасных отходов

Хотя бы один такой ящик должен стоять хотя бы в каждом квартале Екатеринбурга, где живут люди, которые пользуются батарейками, градусниками и ртутными лампами.

По мере его наполнения в ваш двор должна приезжать специализированная же машина — например, «Газель» с герметичным кузовом, в котором есть ящики для транспортировки.

Здесь самое время перейти к миру реальному. Например, на Альпинистов, 57а базируется ЕМУП «Комплексное решение проблем промышленных отходов». Именно туда приезжает наша герметичная «Газель», полная ламп, собранных в мире идеальном со дворов Екатеринбурга. Мужчины в респираторах аккуратно извлекают груз первой степени опасности и заносят тару с лампами в цех переработки.

Теперь все во власти установки под названием «Экотром-2». Оператор поочередно складывает использованные лампы в загрузочное устройство, затем они поступают в дробильно-сортировочный узел, где происходит их разделение на ртутьсодержащий компонент (люминофор — то самое напыление, из-за которого и светит лампа), стекло и металлические цоколи.

Люминофор скапливается в непрозрачной металлической емкости. Когда его набирается достаточное количество, его отправляют на переработку в Краснодар, на предприятие «Кубаньцветмет». Там из опасного вещества выделяют чистую ртуть и отправляют ее на повторную переработку.

Стекло и металлические цоколи поступают в отдельную бочку, эти отходы почти не опасны. Горы битого стекла складируют на площадке неподалеку от цеха и примерно раз в полгода вывозят на полигон ТБО «Северный», где им пересыпают пласты отходов — профилактика пожаров.

Горы стекла и ртуть-невидимка: как устроен екатеринбургский завод по утилизации опасных отходов

Собаки-йоги на базе ЕМУП КРППО.

Еще одна задача «Экотрома» — очистка воздуха. Он проходит два цикла — механический (через стекло) и химический (через фильтр с активированным углем), после чего выбрасывается в атмосферу очищенным на 98%.

Наталья Лощенко, заместитель директора ЕМУП КРППО:

— Первичный сбор опасных отходов организуют управляющие компании, ТСЖ или кооперативы. В год мы перерабатываем около полутора миллионов ламп. Не бывает такого, что накоплено достаточное количество отходов, а предприятие не работает. Согласна с утверждением о том, что обработка опасных отходов убыточна. Вообще экология как таковая на уровне любого государства — дело затратное. Оборудование в 2008 г. удалось купить только при поддержке администрации.

Самое интересное, что возле стен цеха стоит более полусотни контейнеров для сбора опасных отходов, которые, по логике, должны находиться во дворах Екатеринбурга.

Наталья Лощенко:

— Сегодня не все управляющие компании достаточно хорошо подходят к этому вопросу. Это те контейнеры, которые были изъяты, потому что в них начали складывать весь остальной мусор, поджигать их. На самом деле руководству УК нужно всего лишь обратиться на наше предприятие за помощью в организации такого рода услуги, после чего им будет предложено к установке такого рода оборудование и заключен договор на обслуживание в части вывоза.

Но дело здесь не только в вандализме, о котором говорит Наталья Лощенко. Еще в прошлом году все контейнеры, которые сейчас ржавеют на базе МУПа, находились там, где им и положено быть, — рядом с обычными мусорными баками. Но позже мэрия, которая сама их там и разместила, вывезла контейнеры, поскольку муниципалитетам законодательно запретили тратить на их установку бюджетные деньги. С того момента вся ответственность за сбор опасных отходов легла на управляющие компании.

Напомним, ранее администрация Екатеринбурга опубликовала экологическую карту города со списком адресов, по которым местные жители могут сдавать опасные отходы. Таких точек набралось аж 113. По факту — гораздо меньше. Чиновники объясняют это тем, что они ориентировались на отчеты управляющих компаний.

Егор Свалов, глава комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга:

Горы стекла и ртуть-невидимка: как устроен екатеринбургский завод по утилизации опасных отходов

— По некоторым адресам уже возникали вопросы по поводу актуальности этих сведений, но мы уже в постоянном процессе актуализации этих сведений. Полномочия по организации сборов твердых коммунальных отходов, к которым относятся и опасные, с 1 января 2016 г. находятся в руках субъекта Российской Федерации, то есть правительства Свердловской области. Органы местного самоуправления участвуют в этом процессе, но пока идет процедура уточнения степени их вовлеченности в этот процесс. Вообще любая организация, которая занимается сбором опасных отходов, обязана иметь цех по утилизации. Таких цехов в Екатеринбурге пять-семь. Просто заниматься перевозкой даже экономически невыгодно.

Одну из немногих управляющих компаний, которая позаботилась о сборе опасных отходов, организаторам пресс-тура удалось найти аж на Вторчермете. Тот самый контейнер из идеального мира находится на Газетной, 65. Он установлен в отдалении от жилых домов, на охраняемой площадке, подъезд к которой перекрыт шлагбаумом. Представитель УК заверил корреспондента Портала 66.ru, что такие меры предосторожности не лишни.

Дмитрий Соснин, инженер-эколог УК РЭМП УЖСК:

— Территория здесь охраняется, контейнер закрывается на ключ. Во дворах их устанавливать нежелательно: либо их сдадут на металлолом, либо разобьют — и появится риск заражения территории. Мы периодически информируем население, размещаем объявления. Многие приносят и сдают опасные отходы, вывозим их примерно раз в квартал либо по мере заполнения. Но некоторые все равно выбрасывают лампочки и батарейки в обычные мусорки.

По словам Дмитрия Соснина, заключить договор с ЕМУП КРППО — дело недолгое и недорогое. На платежных квитанциях жильцов прилегающих домов это не отразится. «Может, им просто лень тратить время и силы», — прокомментировал он бездеятельность своих коллег.

К слову, утилизацией батареек в Екатеринбурге никто не занимается, ближайшее такое предприятие находится в Челябинске. О том, насколько опасна хотя бы одна батарейка, выброшенная в обычный контейнер, говорит инфографика.

Горы стекла и ртуть-невидимка: как устроен екатеринбургский завод по утилизации опасных отходов
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU