Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Рукастые и головастые: кто сейчас идет на завод

5 сентября 2016, 15:52
Рукастые и головастые: кто сейчас идет на завод
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
«На заводах работать некому, а вы все экономистами да пиарщиками хотите быть!» Упрек, который уже превратился в присказку, последние годы звучит со всех сторон. Но что делать вузам, если абитуриенты по-прежнему хотят работать в банках и министерствах, а не на заводах?

Спасение утопающих все-таки дело рук самих утопающих, и биться за новых рабочих должны прежде всего сами промышленники. Портал 66.ru посмотрел, как это получается у УГМК, чей Технический университет в Верхней Пышме в новом учебном году принял первых студентов-очников. Летом заведение получило госаккредитацию и стало полноценным инженерным вузом, способным конкурировать даже с УрФУ. Так что же это за подростки, которые в 17 лет добровольно идут учиться на металлургов и горняков? Мы всё про них узнали.

В пятницу около полудня на площадке у бронзового ученого Владимира Грум-Гржимайло выстроилась толпа будущих бакалавров, специалистов и магистров. На линейку они приехали на автобусе под восторженные возгласы родителей и ведущих мероприятия.

В первый учебный день будущие инженеры приезжают на линейку на автобусах, с флагами — прямо как какая-нибудь сборная Исландии по футболу.

Традиционные в таких случаях напутствия от руководителей и работников УГМК-Холдинга и свердловских чиновников — и студенты оказываются в учебной аудитории. C порога нагружать первокурсников теорией в университете не стали — показали классы, покормили в кафе (так здесь называется студенческая столовая) и покатали по городу с экскурсией.

В этом году в корпоративный вуз поступило 240 человек на очную и заочную формы обучения. Студентов набрали на кафедры «разработки месторождений полезных ископаемых», «металлургии», «автоматизации технологических процессов и производств» и «энергетики». Преимущественно здесь молодые люди, но мы нашли среди них и девушку — Алёну.

— Девчонок у нас на курсе и вправду мало. Лично я выбрала Технический университет, потому что знаю, что медь используется везде — и в России, и в мире. Взять те же самые провода. А «Уралэлектромедь» — это вообще крупнейший в стране завод по производству меди. Ну и, если уж совсем честно, это папа мне посоветовал, он здесь на предприятии работает. Сказал, что это перспективная профессия и у меня будет карьерный рост. На самом деле я могла поступить и в УрФУ, который готовит специалистов по схожему направлению, но этот университет ближе к дому.

А для этого парня расстояния не решают ничего — Кирилл в Пышму приехал из Алтайского края. Причем уже прошел по конкурсу в университет в Новокузнецке, но в итоге перевелся сюда.

— Мне родители сказали, что у вас здесь открылся новый вуз, и я решил сюда поехать. Раньше я учился в 12 часах езды от своего дома, теперь получается расстояние намного больше. Сейчас планирую за 5,5 лет получить высшее образование, а потом еще пять лет отрабатывать. По идее, должны отправить назад — на Алтай. Но если я себя хорошо проявлю, то могут и здесь оставить. В эту сферу пошел, как многие, наверное, по следам родителей. Я потомственный горняк, получается. Первый раз на Урале, уже посмотрел Верхнюю Пышму. Город чистенький, красивый, но слишком маленький. Я его за два часа весь прошел.

Кирилл уверяет, что парень он самостоятельный, все умеет и без родителей в общаге проживет. Но мы на всякий случай проверили.

Это Данил, и он, скорее, исключение из общих правил. Никто в его семье к производству отношения не имеет. Захотел поступать сам. Приехал из маленькой деревни под Алапаевском.

— Мне электроника нравилась с детства, увидел набор по этому направлению, решил попробовать. Родители не советовали мне ничего. Сказали: «Это твой выбор». Поддержали, когда я принял решение. Мне повезло (или не повезло): я живу не в общежитии, как все приезжие, а тут недалеко, у брата. Я могу сказать, что ваш iPhone без меди не работает, так что будущее — за нами. Во всех гаджетах есть цинк, золото, медь, это всё производится у нас. Так что мы основные поставщики, без нас они не будут работать. Я буду обеспечивать электричеством металлургов, исправлять сломанную технику, проверять всю электронику на заводе.

У Данила есть значок ГТО, а рядом с университетом — стадион. Это ли не повод погонять первокурсника?

Данил предложил нам еще пострелять, но, к сожалению, фотокор Портала 66.ru оставил свой трофейный ИЖ-49 в багажнике авто.

И все-таки остается вопрос: почему все эти абитуриенты выбрали частный университет, хотя у каждого была возможность получить диплом в государственном вузе? Директор ТУ УГМК Евгений Караман считает, что всё дело в практических навыках и большем объеме производственной практики. На выходе получается готовый инженер, способный приносить пользу практически на следующий день после бурного выпускного.

Евгений Караман, директор Технического университета УГМК:

— В начале девяностых годов в России по экономическим причинам связь между производством и образованием была утрачена. Сейчас ее начали восстанавливать. Мы три года назад были просто институтом повышения квалификации, а теперь решили замахнуться на программы высшего образования. Сегодня у нас полноценный узкопрофильный горно-металлургический вуз. Мы заточены под конкретные задачи, которые нам диктует наше производство.
Другое отличие от государственных вузов — это крепкая связка с предприятиями. Многие занятия проходят на базе нашего производства, студент получает реальный опыт работы и готовое предложение от работодателя, а не билет на биржу труда.

Система, которую выстраивает УГМК, — это своего рода возвращение в плановую экономику, когда запрос в кадрах формировала промышленность. В советское время вуз в городе создавался параллельно с развитием производственной площадки. Так, например, вслед за стройкой Уралмашзавода появился Уральский политехнический институт.

Это общежитие для студентов. Но вообще-то это гостиница. Поэтому ребятам пообещали уборку в номерах раз в неделю. Настоящее студенческое общежитие планируют построить к следующему учебному году.

Но и это еще не всё. Инженерный кластер в Верхней Пышме не ограничивается цепочкой «университет — школа повышения квалификации — предприятие». Вскоре сюда добавятся и Дворец технического творчества, добро на строительство которого дали региональные власти, и свой инженерный лицей.

В паре сотен метров от Технического университета — обычная школа, №22. В этом году там набрали первый инженерный класс из десятиклассников. Политехнические классы УГМК планирует открыть во всех городах присутствия, чтобы растить себе сотрудников еще с младшего школьного возраста. В перспективе, наверное, только ковка будущих инженеров с детского сада. В суровой битве за рабочие кадры возраст, похоже, роли не играет.