Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

1 сентября 2016, 18:25
Фото: архив 66.ru
Несмотря на одинаковую аудиторию и тему, разговоры у мэров со школьниками не были похожи. Если бывший глава Екатеринбурга авторитетно вещал о своем длинном профессиональном пути, то действующий превратил беседу с подростками в лекцию по истории родного города.

Сегодня в школах Екатеринбурга, помимо обычных линеек, прошли встречи «Лицом к лицу». Политики, ученые и режиссеры должны были разговаривать со школьниками о профориентации и отвечать на вопросы молодых. Два корреспондента Портала 66.ru послушали, чем мэры Екатеринбурга, бывший и действующий, захотели поделиться со старшеклассниками, а о чем было интересно поговорить самим подросткам.

Евгений Ройзман: немного о себе и подробно — о городе

Мэр города появился во дворе 116-й гимназии на Юго-Западе, когда линейка уже закончилась, и у школьных стен остались только родители. Взрослые, завидев мэра, улыбались и уступали ему дорогу. Евгений Вадимович поднялся в актовый зал в окружении учителей, которые наперебой что-то радостно ему рассказывали. А в зале в это время сидели старшеклассники в ожидании гостя.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

— Здравствуйте, — хором поприветствовали мэра школьники.
— Привет, — ответил мэр и отказался от микрофона.

В самом начале выступления Ройзман уточнил, нужно ли ему что-то рассказывать о себе. Девушка из середины зала немного дерзко бросила: «Ну чуть-чуть можно было бы рассказать». Мэр привычно начал: «Я родился и вырос в Екатеринбурге, здесь меня мама за ручку в садик водила…» По профессии он назвался историком — исследователем горнозаводского Урала, поведал, что воспитал пятерых детей и носит звание мастера спорта. А закончил представление словами: «Сейчас в силу обстоятельств я глава города Екатеринбурга».

И неожиданно для всех начал читать лекцию.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Рассказал про первые заводы, про Петра Первого, про отцов-основателей, про мамонтов, про старообрядцев, про Бажова… Мысль у Ройзмана моментально переключалась с одного предмета на другой. Когда речь зашла про клады и подземные ходы, школьники слегка взбодрились, но потом быстро сникли. Казалось, что мэр за полчаса хочет вложить в головы учеников всё, что знает сам.

— Я могу рассказывать о Екатеринбурге бесконечно. Давайте я все-таки поотвечаю на вопросы, — это предложение пришлось подросткам по нраву. Сначала девушка спросила мэра, чем он занимался в свои 17 лет.

Евгений Ройзман, председатель Екатеринбургской городской думы:

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

— Я в 14 лет ушел из дома и болтался по стране. В 17 лет меня посадили. Я отсидел три года и вышел очень довольный. Я всё понял. Как-то в школе в тридцатиградусный мороз я нашел на улице связку книг. Принес ее в подъезд. И первой книгой там оказался учебник истории средних веков. Я до вечера просидел в теплом подъезде, читая эту книгу. Так у меня появилась мечта — стать историком. В итоге я добился своего. Правда, поставил рекорд университета — я получал свое образование 19 лет. Жизнь может начинаться по-разному. Вас может нести в разные стороны. Но если есть цель, ты к ней придешь.

Потом у мэра поинтересовались, в какое время было сложнее учиться: сейчас или в советское? Ройзман пожаловался, что нынче школьники неграмотные пошли, во времена СССР общий уровень знаний был выше. Но закончил неожиданно.

Евгений Ройзман:

— Если вам кто-то говорит, что вы менее умные, не верьте им. Ни хрена подобного. Вы более свободные, более информированные, более продвинутые. И думаю, что дети сейчас растут лучше, чем были мы.

На вопрос о новой детской больнице в медгородке и о том, перенесут ли его в Академический, мэр ответил кратко: «Нет». Зато после этого долго и подробно рассказывал о первом госпитале Екатеринбурга.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Скучающие школьники недоумевали, когда одна девушка задала три вопроса подряд: о любимом историческом деятеле (назвал Петра Первого и Бориса Ельцина), о целевом образовании (большие корпорации не встраиваются в систему обучения), о привлечении мэра для агитации партий (дистанцировался от всех, но по личным симпатиям может поддержать «Яблоко»).

Через час учителя зашептали, что пора закругляться. Мэр напоследок объяснил, как его найти:
— Пишите мне в личку в «Фейсбук» и в «Твиттер». Хотя вы же все «ВКонтакте»… Я сейчас думаю «Инстаграм» сделать. Я был рад выступить. Помните, что Екатеринбург — реально один из лучших городов страны. Если я кому-то нужен, давайте сделаем селфи по-быстрому.

Девочки в первых рядах оживились.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Аркадий Чернецкий: о трудовом пути и советских ценностях

В небольшом зале гимназии №2 тоже собрались учащиеся старших классов. В основном на встрече присутствовали будущие выпускники, которым предстоит определиться с профессией.

Бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, поднявшись на сцену, честно признался, что опыта подобных выступлений у него нет, открытых уроков он никогда не проводил, поэтому решил рассказать школьникам про свой жизненный и профессиональный путь.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Школьники делали вид, что внимательно слушают (или действительно внимательно слушали?) сенатора Совета Федерации, но периодически, как и подобает подросткам, переговаривались между собой.

Со сцены сенатор рассказывал о своем детстве и отрочестве. Ничего удивительного: закончил школу с серебряной медалью, собирался поступать в московский вуз, но из-за болезни пропустил вступительные экзамены. Попал в Политехнический институт, где получил специальность инженера-металлурга...

Ребята повеселели на несколько минут — когда сенатор рассказывал про армию.

Аркадий Чернецкий, сенатор Совета Федерации, бывший мэр Екатеринбурга:

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

— Я пошел в армию, это было не мое решение, хотя я воспринял это как дело необходимое, нужное. С точки зрения формирования личных качеств хождение в армию оказалось полезным. Я пошел не солдатом, а офицером.У меня были подчиненные. Я командовал взводом, ротой, эти определенные навыки в 22 года человеку несомненно нужны. В армии мне представилась возможность купить машину, не очень, конечно, шикарную — «Запорожец». Но по тем временам молодому человеку купить машину было практически невозможно. Я получал достаточно приличные деньги — 220 рублей в месяц.

После этого лекция не прерывалась, в зале никто не смеялся и не спал, все смотрели на сцену и внимали Аркадию Чернецкому. Он говорил про ответственность, про работу, про свою карьеру.

Аркадий Чернецкий:

— Я терпеть не могу безответственных людей, считаю, что профессионализм и ответственность — два самых главных компонента для того, чтобы человек профессионально состоялся. В течение четырех лет я был, как это сейчас называется, антикризисным менеджером. В то время у нас таких умных слов не было, а было простецкое название: во всех бочках затычка. Я, как эта антикризисная затычка, за четыре года прошел четыре цеха.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Краткая биография закончилась на моменте, когда экс-глава города оказался в Совете Федерации.

Аркадий Чернецкий:

— Я работал главой администрации города 19 лет. Пять сроков — это слишком много. Самое главное, что мне удалось сделать, — запустить план стратегического развития города, которым пользуются сегодня. Это был уникальный документ, который мы смогли сформировать в 2001–2003 гг.

Когда первый избранный глава Екатеринбурга закончил свой рассказ, он предложил школьникам задавать вопросы.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Ученики, конечно, стали спрашивать про выбор профессионального пути, несколько человек поинтересовались, что Аркадий Чернецкий думает о той или иной специальности.

Аркадий Чернецкий:

— Профессию надо выбирать исходя из того, что близко по душе. Начинать жизнь, занимаясь тем, что вы не любите и что вам неинтересно, — это значит опускать себя в некую депрессию.

Школьники задавали и более глобальные вопросы, например: «Какова просвещенность населения в правовой и политической сфере?»

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Вопросы, связанные с правовой грамотностью, плавно перетекли к теме образования. Молодой человек поинтересовался, можно ли вернуть старую систему образования.

Аркадий Чернецкий:

— Я поступал в вуз по этой системе, поэтому я считаю, что это была хорошая система. Вы знаете, я думаю, что этот вопрос может обсуждаться. Но сейчас это не главная проблема, у нас уже выбрано направление развития, вряд ли этот тренд будет сломлен. В целом наша система образования сейчас соответствует тому, что есть на Западе.

Школьники продолжали внимать экс-мэру. Я заметила только одну девушку, которая, стыдливо прикрываясь сумкой, писала кому-то сообщения в телефоне. Вопросы звучали серьезные. Девушка спрашивала про отношение бывшего мэра к внешней политике России. Аркадий Чернецкий политику, конечно, одобрил, но попросил не устраивать из образовательной встречи партийную.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Последний вопрос оживил публику. Ученик 11-го класса спросил, чему современное поколение может научиться у советского человека, родившегося после войны.

Аркадий Чернецкий:

— С ментальной точки зрения, ценность советского человека — в человечности. Мы не подходили с сугубо прагматических позиций. Мы были равны в своей нищете. Человеческие отношения в первые послевоенные годы были нашей золотой жилой. Я вырос в коммунальной квартире, я не знаю, как по-другому можно было расти. Мы в общем коридоре играли, в общем коридоре ели — проблем у нас не возникало. У меня никогда не было никакой лапы, мои родители — простые люди, я никогда не работал в партийных органах, я шел только по производственной линии. Все ступени в моей жизни — оценка личной профессиональной состоятельности.

Тринадцать вопросов мэрам: о чем Евгений Ройзман и Аркадий Чернецкий говорили со школьниками

Бывший мэр еще много говорил про роль номенклатурной системы, про оценку специалистов в отрасли, но его остановили, потому что уже «давно прозвучал звонок». Тем не менее после лекции школьники выстроились в очередь, чтобы лично задать вопрос сенатору и сделать групповое фото.

Евгений Ройзман признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом

Текст: Ольга Татарникова; Алена Кляпчук; 66.RU