Прихожане церкви в Узбекистане добиваются отстранения от службы бывшего екатеринбургского архиепископа, а ныне митрополита Ташкентского Викентия. Среди претензий они указывают жадность и грубость священнослужителя. Требование прихожан опубликовано на религиозном портале «Кредо».
«Он порой доводит до слез прихожан за их внешний вид, хотя все приходят на службу скромно одетыми. Приучает семинаристов доносить друг на друга. Проповеди читает на очень плохом русском языке, допускает множество богословских ошибок и почти языческих суждений», — указано в тексте петиции.
Недовольные добавляют, что Викентий якобы на несколько месяцев задерживает зарплату своим работникам, а также разрушил отношения государства и Церкви. Из-за поведения церковнослужителя многие люди уходят из прихода и не возвращаются.
Напомним, отец Викентий на протяжении 12 лет возглавлял Екатеринбургскую и Верхотурскую епархию. С его именем связано возведение на месте расстрела царской семьи Храма на Крови, а также скандал со строительством кафедрального собора на площади Труда. С 27 июля 2011 года он был назначен на должность митрополита Ташкентского и Узбекистанского.
«Великая сила - народ! Даст по куску и накормит, даст по щелчку и убьет... (Узбекская пословица)
Перед своим отъездом в г. Омск, наш дорогой митрополит Владимир обратился к пастве: «Берегите Владыку Викентия и не пишите на него доносов, как писали на меня». Я уверена, что доносы спровоцированы извне. В храме снуют «засланные казачки». Во время праздников их грязная деятельность выходит за всякие рамки. Некоторые же прихожане имеют не знания о Православии, а «свое мнение», которое не стесняются высказывать. Недовольные бывают всегда и везде: каждый из нас думает о себе, руководитель - о деле, в данном случае обо всем округе. Закон неравномерности систем еще никто не отменял. Вспоминаю, как оскорбительно в Киеве был встречен тогдашним президентом Украины Ющенко Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слава Богу, верующие стояли на коленях вдоль всего пути следования Патриарха. Но вскоре он заболел и скончался... Господь наш Иисус Христос создал Церковь и заповедал ее хранить, а не раздирать на части! Желаю уважаемому и любимому Владыке Викентию здоровья и мужества, а веры в Бога у него столько, что хватает на весь митрополичий округ.
Студентка вечернего сектора катехизаторского отделения Ташкентской духовной семинарии Кутюкова Ольга Викторовна, 6 авг. 2016 г.»
Дополню от себя, что действительно от сотрудников Ташкентской епархии, работающих ещё со времён Архипастырства митрополита Владимира, мне известно, что на митрополита Владимира действительно некоторые русскоязычные православные граждане Узбекистана из числа уволенных им сотрудников писали доносы Святейшему Патриарху Кириллу, в результате чего, в конце концов, он был переведён из Ташкента в Омск. Эта ситуация была воспринята руководством Узбекистана очень негативно, поскольку митрополит Владимир имел тесные дружеские отношения с Президентом Узбекистана. Президент Узбекистана называл его своим братом. Митрополит Викентий за 5 лет своего служения в Ташкенте заслужил уважение у руководства Узбекистана и в мусульманских кругах. В связи с чем, шантаж Святейшего Патриарха со стороны составителей жалоб на митрополита Викентия – это дело рук людей, которые, возможно не понимая этого, причиняют вред Православной Церкви, а также Узбекистану и России.
Кроме того, мой опыт работы в Ташкентской епархии в течение нескольких лет свидетельствует о том, что «засланными казачками» в Соборе, о которых пишет Кутюкова Ольга, могут быть, в частности, русскоязычные представители протестантских сект, внешне изображающие из себя православных христиан, но приходящие в православные храмы Ташкента, особенно на праздники, а также в будние дни, для создания провокаций, а также для миссионерства и прозелитизма (стремления обратить в свою веру) православных христиан, за что в Узбекистане установлена уголовная ответственность.
p.s."Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить"
Вероятно, так и есть. Чаще всего судить всё, связанное с религией, берутся люди, ненавидящие веру и верующих.
Не удивлён, что его послали в хиджабостон ))
Авторы утверждают, что они прихожане и что под их письмом подпишется абсолютное большинство прихожан Свято-Успенского кафедрального собора, что является самой настоящей ложью. Пусть они попытаются собрать подписи под этим клеветническим письмом. Под ним подпишутся несколько человек - только авторы письма, часть из которых являются скорее всего бывшими сотрудниками Ташкентской епархии, уволенными за дерзкое и недостойное поведение. Любой руководитель уволил бы своего сотрудника за наглую дерзость и упорное неповиновение, а митрополит Викентий – очень человечный, справедливый и терпеливый архипастырь и руководитель, что могут подтвердить сотрудники и прихожане Екатеринбургской и Ташкентской епархий, работавшие с ним и имевшие возможность общения с ним.
Предъявление обвинений епископу и требование смещения его с кафедры должно быть аргументировано. Но мы не видим ни одной фамилии авторов данного письма в Интернете.
Митрополит Викентий готов уделить время каждому человеку, к нему на приём возможно попасть без записи в порядке очереди между Литургией и вечерним Богослужением (а служит он практически каждый день), а также после вечернего Богослужения до 22-23 часов вечера.
Добиться увольнения от митрополита Викентия возможно только за неоднократное дерзкое поведение. Он очень терпеливый, человечный архипастырь. Он может строго наставить как любой руководитель, но по-отечески и с любовью.
Периодически появлялись люди, которые вместо созидательной деятельности на благо Церкви Христовой в Узбекистане на самом деле вносили раскол и смуту, не желая исправлять своё поведение после архипастырских увещеваний.
Авторы, которые представляют себя как прихожане, выступают исходя из текста письма то от лица абсолютного большинства прихожан, то от лица большинства преподавателей Ташкентской духовной семинарии, то от числа сотрудников Ташкентской епархии. Почему же они не озвучат свои фамилии публично, если, как они утверждают, их большинство?
С чего эти люди взяли, что митрополит Викентий приучает людей к доносительству. Опыт работы и общения с митрополитом Викентием свидетельствует о том, что он выражает крайнее недовольство, когда сотрудники епархии рассказывают о греховных поступках иных сотрудников. Митрополит Викентию приучает, чтобы человек выполнял, в первую очередь, свои обязанности и следил за своими греховными поступками, а не за поступками ближних.
Авторы письма утверждают, что митрополит Викентий относится крайне неуважительно к многим прихожанам, преимущественно к женщинам и т.д. На самом деле митрополит Викентий наставляет священнослужителей Епархии, семинаристов и дежурных катехизаторов, которые консультируют прихожан с момента открытия храма и до его закрытия в 23.00, подходить к людям, заходящим в храм и в вежливой форме разговаривать с ними, а если женщины или мужчины заходят в храм в непристойном виде, то говорить им корректно и вежливо о правилах одежды в храме.
Митрополит Викентий спрашивает подходящих к Причастию о том, как они готовились ко Святому Причащению, говорит о том, что следует исправить в одежде приходящим в Храм. Всё Богослужение записывается на видео от начала до конца, и исходя из видеозаписей можно убедиться, что митрополит Викентий никогда не позволяет себе кричать на людей, подходящих ко Святой Чаше, но он спрашивает их о том, что является существенным для приступления ко Святой Чаше: были ли они на Исповеди, читали ли Каноны и Последование ко Святому Причащению, находятся ли в венчаном браке и т.д. Таким образом, ему приходится восполнять то, что не сделано по его поручению подчинёнными ему священнослужителями и работниками Епархии. Ведь люди, подходящие к Причастию, должны были приступить перед этим к Исповеди и священник должен был объяснить им, в какой одежде следует приходить в храм и приступать к Причастию.
Не знающим о правилах подготовки к Причастию в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента раздаётся листовка с соответствующими разъяснениями.
Какое отношение имеют прихожане-авторы письма к зарплате сотрудников епархии? На самом деле зарплаты сотрудников епархии соответствуют среднему уровню в Ташкенте и периодически повышаются. Разве митрополит Викентий остальные деньги кладёт себе в карман? Он пытается как можно больше сделать для развития Православия в Средней Азии. Работникам епархии в том случае, если у них имеются семейные или личные материальные затруднения возможно обратиться с прошением к митрополиту Викентию об оказании финансовой помощи.
Не известно, откуда простым прихожанам-авторам письма известно о том, как государство в Узбекистане относится к просьбам Церкви?
Если недовольных нескольких прихожан-авторов письма не устраивает содержание проповедей митрополита Викентия, поскольку они и так хорошо богословски образованы и даже готовы его учить, они могу посещать иные православные храмы города Ташкента, например Женский монастырь.
Авторы письма обвиняют митрополита Викентия в косноязычии. Нужно помнить, что митрополит Викентий – молдованин и для него русский язык – второй, а не первый. Изредка в проповедях митрополита Викентия могут встречаться ошибки, в частности в падежах слов. Но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. В таком случае пусть авторы письма начнут укорять за косноязычие св. пророка Моисея, а также святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, пусть начнут укорять Христа за то, что среди апостолов были безграмотные рыбаки.
Пусть авторы письма вспомнят, что в Евангелии от Иоанна самый маленький по сравнению с другими Евангелиями словарный запас, но при этом оно отличается большей богословской глубиной.
Я всегда поражался духовной глубиной и мудростью слов, советов и наставлений митрополита Викентия, которые он произносил в проповедях, в личных наставлениях в Екатеринбурге и в Ташкенте. Я всегда думал – откуда такая глубина и мудрость у него?
Митрополит Викентий – истинный монах, пастырь и архипастырь, великий молитвенник, что могут подтвердить сотрудники Екатеринбургской и Ташкентской епархий и прихожане, знакомые с ним и просившие его советов и молитвенной помощи. Митрополит Викентий трудится, не покладая рук, на благо Церкви Христовой и призывает других людей трудиться для этого.
Если бы авторы письма желали послужить Православной Церкви в Узбекистане и использовать на это свои таланты, то митрополит Викентий с радостью бы разрешил им это делать.
Его позиция, которую я лично слышал от него такая: если человек желает потрудиться на благо Церкви, то ему нужно разрешать это делать, но немного поправлять его. Такой позиции митрополит Викентий придерживался и в Екатеринбургской епархии, и придерживается в Ташкентской. Он поддерживает инициативу, поскольку в современном мире и так мало желающих потрудиться на благо Церкви Христовой, а жатвы, то есть людей, далёких от Церкви, очень много.
Если бы авторы рассматриваемого письма желали искренне потрудиться на благо Православия в Узбекистане, они могли бы поучаствовать в проведении огласительных или Евангельских бесед, или потрудиться в качестве дежурных катехизаторов в Свято-Успенскогом кафедрального собора, или предложить иные инициативы митрополиту и поучаствовать в их реализации.
Митрополит Викентий в алтаре Свято-Успенского кафедрального собора наставлял священников, говоря им, как это они могу равнодушно смотреть на то, что люди вокруг погибают, а мы ничего не делаем, чтобы разъяснить им истины Православия и отвратить их от погибели.
Митрополит Викентий по-отечески и пастырски наставляет с болью и любовью прихожан, в том числе перед Святой Чащей, испытывая, возможно ли допустить их до Причастия или нет, тем самым проявляя благоговение к Таинству Тела и Крови Христовых, а также истинную любовь к тем, кто желает приступить к Святому Причащению, поскольку Причастие может быть в суд и осуждение, что, по словам апостола, влечёт болезни и даже преждевременную смерть.
Поэтому данное письмо показывает, что его авторы просто не желают трудиться ради Православной Церкви в Узбекистане, осыпая клеветами митрополита Викентия и ссылаясь на то, что его деятельность якобы каким-то образом угрожает государственным интересам Республики.
Фрагменты проповедей митрополита Викентия публикуются на сайте Ташкентской епархии. Желающие послушать их могут это сделать и сами оценить их содержание.
Всем известны передачи «Архипастырь» с его участием на телеканале «Союз».
Я был свидетелем того, что люди с великолепным образованием, представители светской науки, доктора наук, признавали, что Владыка Викентий – пример искреннего, глубоко верующего и духовного архипастыря. Его слово в программе «Архипастырь» доходило даже до умов и сердец этих учёных.
Между тем, авторы данного письма считают себя настолько грамотными и высокообразованными в плане владения русским языком и богословием, что проповеди митрополита Викентия являются для них бессодержательными. В таком случае авторы письма могут посещать иные храмы Ташкента, а не навязывать свою субъективную позицию Святейшему Патриарху, ложно представляя её как позицию большинства православных христиан Узбекистана.
Авторы письма уподобляются евангельским книжникам и фарисеям.
Если авторы письма кичатся своим богословским образованием, пусть они укажут на конкретные богословские ошибки и «почти языческие суждения» митрополита Викентия. Напомню, все его богослужения и проповеди записываются от начала и до конца. И доводы авторов письма возможно перепроверить.
Что касается учебного процесса в Ташкентской семинарии, то студенты минимально задействованы в послушаниях. К строительным работам, в частности, семинаристы не привлекаются. Некоторых видов послушаний, к которым привлекаются, в частности, студенты МДА и СПбДА, у студентов Ташкентской семинарии нет. Пусть авторы письма попытаются сравнить уровень загруженности послушаниями в Ташкентской духовной семинарии и в указанных ведущих духовных академиях России. В связи с чем, авторы письма напрасно сетуют на загруженность семинаристов послушаниями. А послушания – это традиционная форма воспитания будущих пастырей в Высших духовных учебных заведениях Православной Церкви, а не форма эксплуатации семинаристов и экономии денежных средств Епархии. Общеизвестно, что труд на благо Церкви – это душеспасительное дело.
Авторы письма дерзают оценивать уровень богословской подготовки митрополита Викентия, а также священнослужителей и монашествующих, рукоположенных или постриженных им.
Пастырское служение в Узбекистане – не лёгкий труд и поэтому не все выпускники Ташкентской семинарии изъявляют желание становиться священниками. В связи с этим, имеются случаи рукоположения в священный сан учащихся в семинарии заочно.
Как и в любых духовных учебных заведениях, среди выпускников Ташкентской семинарии есть люди с различным уровнем подготовки. Желающие продолжить обучение в магистратуре МДА и СПбДА успешно поступают после окончания Ташкентской духовной семинарии в указанные учебные заведения. Поэтому жаловаться на уровень преподавания и подготовки в Ташкентской духовной семинарии не следует. Всё зависит от желания и старания самих учащихся. Многие преподаватели Ташкентской духовной семинарии имеют наряду с духовным образованием высшее светское образования, либо окончили наряду с Ташкентской семинарией Московскую Духовную Академию.
По поводу празднования 60-летия. Разве должен митрополит Викентий запрещать любящим и уважающим его благодетелям организовать для него празднование его юбилея в ресторане?
В паломнические поездки за границу (Россия, Италия, Турция, Афон) митрополит Викентий берёт не «немалые группы своих людей», как указано в рассматриваемом письме, а сотрудников Епархии, а также прихожан из Узбекистана и других государств Среднеазиатского митрополичьего округа – Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Причём каждый раз митрополит Викентий благословляет на поездки разных людей, чтобы как можно больше православных христиан из Средней Азии посетили святые места, при этом, с участников паломнических поездок не взимается плата.
А, насколько известно авторам письма, паломничество к святым местам – это древняя православная благочестивая традиция.
Митрополит Викентий ввёл обязательное прохождения 12-ти огласительных бесед перед Крещением. Беседы проводятся в удобное для людей время – по желанию в будние дни в вечернее время, либо в выходные дни. Имеются группы для родителей с маленькими детьми. В случае объективной невозможности посещения бесед, предлагается прослушать беседы в видеозаписи и сдать экзамен перед Крещением. Кроме того, катехизаторы приходят на дом к тяжело болящим.
Противление данному благочестивому нововведению, соответствующему древним традициям Православной Церкви, и способствующему воцерковлению новокрещённых людей или крещёных людей, становящихся восприемниками детей, выливается в клевету о том, что якобы с нежелающих проходить огласительные беседы взимается плата.
В том случае, если такая плата неканонично взимается, пусть авторы письма представят соответствующие доказательства, так как если они богословски образованны, они должны понимать, что в случае, если они не докажут подобные обвинения, они подлежат по канонам наказанию, которое полагается за совершение канонического преступления, в котором они бездоказательно обвиняют священнослужителей. То же касается обвинений в принуждении к нарушению тайны исповеди и о пропаже драгоценностей от иконы Богородицы «Тихвинской».
Митрополит Викентий всегда делом, словом и молитвой искренне поддерживал Святейшего Патриарха Кирилла и положительно отзывался о его трудах, призывал своих подчинённых выполнять его поручения.
Прихожан Свято-Успенском кафедрального собора митрополит Викентий в своих проповедях с амвона постоянно призывает знакомиться более глубоко с Православной верой, посещать катехизаторские курсы при Ташкентской духовной семинарии, работающие в вечернее время, а также огласительные и Евангельские беседы.
Кроме того, он призывает прихожан знакомиться друг с другом, узнавать нужды друг друга и помогать в них, в том числе участвуя в работе социальных отделов Ташкентской епархии и Свято-Успенского кафедрального собора.
Авторы письма забыли указать, что они недовольные тем, что богослужения у митрополита Викентия очень долгие. Это мне приходилось слышать от них и их единомышленников неоднократно.
В таком случае вместе с митрополитом Викентием пусть авторы письма начнут укорять наставника Святейшего Патриарха Кирилла - митрополита Никодима (Ротова) за то, что он так же, как и митрополит Викентий служил практически каждый день и служил не спеша, а воскресные и праздничные Литургии у него оканчивались очень поздно.
А именно на наставника Святейшего Патриарха Кирилла - митрополита Никодима (Ротова) митрополит Викентий ссылается в своих беседах как на архипастыря, который приучил его служить ежедневно Литургию.
Митрополит Викентий показывает пример того, как человек должен уподобляться пчеле, собирая мёд и перенимая положительный опыт у каждого человека, с которым его сталкивает судьба. Он высоко ценит образованность, инициативу и активность в деле служения Церкви.
Митрополит Викентий своим словом, делом и молитвой делает всё возможное для развития Православия в Узбекистане и призывает к этому своих подчинённых и прихожан. Поэтому обвинять его в том, что он тормозит каким-то образом развитие Православия в Узбекистане – это явная ложь и клевета.
Пусть авторы письма укажут на конкретные богословские ошибки и «почти языческие суждения» митрополита Викентия, ведь богослужения митрополита Викентия от начала до конца снимаются на видео и их записи затем не уничтожаются, а сохраняются пресс-службой епархии.
Государственная власть в Республике Узбекистан с большим уважением относится к митрополиту Викентию, а также положительно относится к деятельности Православной Церкви, если она осуществляется в рамках действующего законодательства.
Русская Православная Церковь в Узбекистане неразрывно ассоциируется с Россией, с которой у Республики Узбекистан тесные и дружественные отношения.
Никто не пытается умалить таланты и достижения Его Высокопреосвященства, митрополита Владимира, который много потрудился на благо Церкви Христовой в Узбекистане.
Следует отметить, что рассматриваемое письмо направлено на принадлежащий раскольническим структурам «Портал Кредо», что характеризует авторов письма как людей нецерковных, желающих ради эгоизма и собственных амбиций использовать раскольников как орудие достижения своих якобы благих целей.
Рассматриваемое письмо написано великолепным русским языком, с учётом терминологии, использующейся в церковном делопроизводстве. Это письмо – результат коллективной целенаправленной работы русскоязычных православных граждан Республики Узбекистан, в том числе бывших сотрудников Ташкентской епархии. Их стремление – не благо Православной Церкви, а достижение собственных целей – занять место в Ташкентской епархии.
Не понятно, каким образом амбиции авторов данного письма и их разногласие в богословских вопросах с митрополитом Викентием, а также пастырская и управленческая деятельность митрополита Викентия противоречит интересам Республики Узбекистан как светского государства?
В связи с этим, пусть эти несколько недовольных человек не пугают Святейшего Патриарха Кирилла возможностью обращения в государственные органы Республики Узбекистан, которые в силу своих прямых обязанностей и возможностей и так объективно прекрасно осведомлены о ситуации в Ташкентской епархии.
Митрополита Викентия глубоко уважают старцы и монахи Святой Горы Афон.
Люди из всех регионов России и из зарубежных стран слушали по телеканалу "Союз" передачи "Архипастырь" с участием митрополита Викентия во время его служения в Екатеринбургской епархии, задавали ему вопросы и получали ответы, но почему-то именно в городе Ташкенте, в Республике Узбекистан, нашлись великие знатоки русского языка и православного богословия, которые обнаружили, что якобы митрополит Викентий косноязычен, а также, что он якобы допускает ошибочные и почти языческие богословские высказывания. Если авторы письма великолепно владеют русским языком и православным богословием, то им следует поискать сферу, в которой они могли бы применить свои таланты на пользу Православной Церкви в Узбекистане или за его пределами, а не кичиться своей образованностью и не оскорблять архипастыря, священнослужителей и монашествующих Ташкентской епархии.
Также авторы рассматриваемого письма желают поставить под сомнение опыт членов Священного Синода и Святейшего Патриарха Кирилла, назначивших митрополита Викентия архипастырем в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию и Главой Среднеазиатского митрополичьего округа, а также постоянным членом Священного Синода?
При митрополите Викентии, когда он был правящим архиереем в Екатеринбургской епархии, в ней был расцвет проповеди Православия и многие люди, благодаря молитвам, трудам и проповеди митрополита Викентия и его помощников обратились к Церкви Христовой и воцерковились. Труды митрополита Викентия в настоящее время продолжает митрополит Кирилл и иные архиереи Екатеринбургской митрополии.
Великий русский православный духовный писатель святитель Игнатий (Брянчанинов) совсем не имел богословского образования. Всеми уважаемый почивший иеромонах Варфоломей, служивший в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента, также не имел богословского образования. Среди апостолов и святых были и безграмотные, и высокообразованные люди. Каждый вносил свой вклад в дело проповеди Православной веры. Каждый должен вносить свой вклад в дело проповеди Православия, реализуя свои таланты, а не осуждая тех, кто в чём-то уступает ему. Если бы апостолы осуждали и укоряли друг друга, подобно авторам рассматриваемого письма, то проповедь Православия не имела бы успеха. Не нужно позволять дьяволу через нас разрушать Церковь Христову, если мы члены Церкви как тела Христова. Напротив, мы должны участвовать по силам в созидании Церкви, тем более, если имеем таланты, какими Бог наделил авторов рассматриваемого письма.
Кроме того, упрекающим митрополита Викентия в недостатке управленческих талантов следует помнить, что благодаря ему и под его руководством был создан в настоящее время вещающий на весь мир православный телеканал "Союз", построен Храм-на-Крови на месте убиения святых Царственных Страстотерпцев, а также монастырь в их честь на Ганиной яме. В Екатеринбурге православная паства очень не хотела расставаться со всеми любимым Владыкой Викентием и писала многочисленные обращения Святейшему Патриарху, чтобы дорогого им архипастыря не переводили из Екатеринбурга в Ташкент. В Екатеринбурге недовольными деятельностью Владыки Викентия были лишь представители сил, оппозиционных Православной Церкви. В Ташкенте очень остро восприняли перевод по решению Священного Синода и Святейшего Патриарха Кирилла митрополита Владимира в Омскую митрополию. Но почему же от этого должен страдать митрополит Викентий, которого Священный Синод и Святейший Патриарх решили направить на служение Церкви Христовой в Среднюю Азию? В связи с этим, рассматриваемое клеветническое письмо - камень в сторону Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода, а не только в сторону митрополита Викентия. Простите!