Мы провели день в компании ветерана Великой Отечественной войны. И готовы рассказать, чем живут старики в главный праздник в году: тушенка в подарок, распределение «по степени активности» и короткие минуты молодости.
На Эльмаше в восемь утра тихо. Единственный звук — легкая трель медалей на груди у капитана Козлова. Он подходит ко мне и улыбается: «Девушка, я тут свидание назначал».
Сегодня я — тень ветерана. Куда он — туда и я. Все для того, чтобы понять, каким выглядит День Победы для главных героев праздника — ветеранов Великой Отечественной войны. Парад, концерт и фейерверк — это День Победы для горожан. А вот для ветеранов 9 Мая идет совсем по другому расписанию.
![]() |
---|
Сейчас Леониду Александровичу Козлову 90 лет. В 1943-м 17-летний Лёня стал радистом, прошел через всю Европу и после взятия Берлина оставался в Германии еще пять лет. И только после того как пришло пополнение, смог вернуться на родину. |
Готовиться ко Дню Победы Леонид Александрович начал накануне. Побрился, приготовил костюм. Утром дочь погладила папе брюки и рубашку. Китель с медалями ветеран достал из шкафа шесть дней назад. И сегодня — последний день праздничной формы. После парада китель снова отправится в шкаф и провисит там до следующего мая.
На парад ветеран идет один. Жена дома не встает, а дети, внуки и правнуки будут смотреть торжество по телевизору. Но пенсионера это не смущает, он уже привык. Когда я спрашиваю Леонида Александровича, не обидно ли ему, что ветеранам уделяют внимание только раз в году, а в остальное время как-то и не вспоминают, он категорично отвечает нет.
— Некоторые жалуются. А мне не обидно. Я получил всё, что должен был получить. На большее не претендую. У меня есть всё: квартира, сад, дети, жена, внуки и правнуки. А вообще последнее время ветеранам много внимания уделяется, квартирами обеспечивают. Нас мало стало, зато внимания — больше. Помню, когда нас было около двухсот человек. А сейчас — помещаемся в десять машин.
![]() |
---|
Всех ветеранов забирают прямо из дома и на машине везут на площадь 1905 года. |
В дребезжащей маршрутке герои фронта ведут себя как обычные старики: обсуждают последние новости про губернатора, ворчат на водителя, который не туда свернул, подкалывают друг друга. Магическое превращение произойдет чуть позже. Когда они будут выходить из машины, и люди, завидев фронтовиков, начнут аплодировать. А пока я расспрашиваю своего героя о простых вещах.
— Участие в параде — это физически тяжелое занятие?
— Сейчас нет, конечно. А когда маршировали, напряжение было. Идти строевым шагом в двадцать лет — это одно, а в шестьдесят — другое. А нам всем уже далеко не шестьдесят. Ну ничего, выдерживаем.
— А эмоционально?
— Видите ли, торжество — это хорошо и приятно. Как любой праздник.
— Вы когда в школу приходите, вас дети о чем спрашивают?
— Где служил, за что медали, как День Победы встретил... Я недавно в 46-й школе с десятиклассниками общался и вот что заметил. Раньше мальчишки старались откосить от армии, а сейчас, пусть хотя бы на словах, идут с удовольствием служить. Такого не было лет десять назад.
— Что изменилось?
— Армия изменилась. Дисциплина улучшилась, и дедовщины меньше стало. Есть, конечно, но меньше уже. Я бываю в бригаде связи. Видел, что солдаты освобождены от кухонных работ, картошку ведрами не чистят. Не служба, а мед. И мне кажется, что это хорошо.
Мы приехали. Место встречи всех героев войны — Дом актера. Впереди стоят полицейские и вроде бы пускают не всех. Леонид Александрович берет меня под руку и хитро улыбается: «Сейчас проверим мою пробивную мощь». Полицейские постеснялись спросить пропуск.
![]() |
---|
Ветераны выстраиваются в две шеренги. И «по степени активности» стариков распределяют по машинам. Мой герой — во главе колонны. |
Пока ветераны готовятся к параду, им вручают первые подарки — книги и цветы. Опоздавшие радостно обнимаются и целуются. Дело в том, что встречают друг друга давние друзья только в эти майские дни. А в течение года друг с другом почти не видятся.
Леонид Александрович повязывает мне георгиевскую ленту и объясняет, что ветеранов гораздо больше, просто не у всех здоровье позволяет прийти на парад:
— Лично я часто вижусь только с членами Клуба фронтовых радистов. Я раньше там председателем был, а теперь сдаю позиции, уже старенький стал. Раньше нас было сто человек, сейчас по списку 38. Половина из них не выходит из дома совсем, а другая половина условно здоровенькие. Из здоровеньких, таких бодреньких, как я, человека четыре осталось.
![]() |
---|
За двадцать минут до начала парада ветераны выходят к машинам. Жидкие хлопки сменяются овациями и выкриками: «Спасибо!» |
![]() |
---|
Ветераны начинают парад. Сгорбленные и уставшие старики на несколько минут снова приобретают гордую осанку и совершенно меняются. Сложно представить, что всего лишь час назад они были обычными дедушками. |
![]() |
---|
С лучших мест ветераны следят за пешими колоннами и военной техникой. А после, во время шествия «Бессмертного полка», принимают поздравления и благодарности. |
Но «живые легенды» не остаются на трибунах до конца. У них по расписанию сейчас встреча у губернатора. Ветеранов подхватывают под руки волонтеры и спешно ведут к «белому дому».
![]() Фото: 66.RU |
---|
После общей фотографии у входа в здание правительства скапливается большая очередь. Охранник на входе прикрикивает на стариков, чтобы те доставали приглашения. Их нет у половины. Растерянные ветераны оглядываются по сторонам, и после заминки смущенные охранники впускают всех.
На приеме ветераны пробыли ровно час. Вышли уже повеселевшие, но усталые. В руках пакеты. На часах — час дня. Собираются по домам и рассаживаются в машины. Я сажусь рядом с Леонидом Александровичем. А он с любопытством начинает рассматривать содержимое пакета. И находит там бутылку водки, подсолнечное масло, пакет гречки, несколько банок тушенки, консервы с тунцом и паштетом.
— Вас не разочаровывают такие подарки?
— Знаешь, как говорят, дареному коню в зубы не смотрят.
— То есть лучше так, чем ничего?
— Да ладно тебе, я сейчас на дачу поеду, мне пригодится. Вот в школу когда прихожу, дети цветы и конфеты дарят, а это неправильно. Я ведь понимаю, что там просто с родителей деньги сдирают.
![]() |
---|
— Вы говорили, что парад — это самая волнительная часть сегодняшнего дня. Вам не надоедает каждый год на одно и то же смотреть?
— У меня душа радуется, когда я вижу танки и пушки. Значит, армия у нас мощная, с дисциплиной и порядком все хорошо. Жалко только авиацию почти не видел из-за плохого зрения.
Капитана везут на родной Эльмаш. Там дома его ждет большая семья. Сегодня поздравить прадеда собрались все: зятья, дочки, внуки, правнуки, племянники, оставшиеся друзья. На стол капитан поставит припрятанный коньяк, дочь нарежет салатов и запечет курицу. Дома Леонид Александрович уже снимет китель и уберет в шкаф. В этом году он ему больше не понадобится.
— Фотографии потом покажешь? — спрашивает меня капитан, когда я провожаю его до дома.
— Конечно.
— Все так говорят. А завтра обо мне даже и не вспомнишь. Ну ладно, до встречи в следующем году.
Фото: Ольга Татарникова; Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Поклон Вам всем! Спасибо за ПОБЕДУ.
Так что не стал бы так голословно утверждать про 12-летний возраст.
Я рада, что Ваш Дед может в 91 год сам, своими ногами пойти по площади на параде. Моя бабушка, к сожалению уже не может это себе позволить, только на машине до трибуны и через несколько часов на машине домой.
То даже если, на начало войны человеку было 12 лет, то на конец войны ему будет максимум 16-17 лет. Со второй половины ВОВ людей младше 18 лет редко брали. Так что если на начало войны человеку было чуть больше 12 лет, он чисто физически вряд ли смог стать ветераном, скорее только тружеником тыла.
По вашему комменту просто цифры не сложились.
Идите, обьясните ему что его не брали и не могли по вашим расчетам каким то в мозгу взять. И таких историй сотни тысяч
Вы сами сказали, что тем ветеранам которые пришли на парад, на начало войны было чуть больше 12 лет. Я же вам сказал, что это не так. Мой дед ходил на парад и знаком с некоторыми ветеранами. Я лично с ними общался.
А вы хоть с кем-то из них пообщались? Или так просто умозаключение сделали?
А про вашего деда мне нечего сказать. Многих война покосила. У меня у бабушки отец и пять братьев на войне погибли. Только год назад узнали, кто где в братских могилах лежат. Вечная им память только.
он думает, что это предел мечтаний ветеранов
Вы же, так же бросаетесь лозунгами и клише.
депутаты и всякие министры сибе навыписывали квартиры по 8-13 комнат стоимостю от полмильярда рублей
Гитлера победила РККА под руководством ВКПб и лично тов.Сталина.
КПСС это не ВКПб. Советская Армия это не РККА. Примазались.
А Единая Россия - это вообще власовцы по образу мысли, друзьям и флагу.
Вот такой праздник.