Так сложилось исторически и географически, что в Красноуфимском районе проживает наибольшее количество свердловских мусульман. Ислам является основной религией для большинства жителей этих мест — татар и башкир. Мечети здесь есть практически в каждой деревушке. Но год назад в до этого момента мирном Красноуфимске пришлось проводить срочное выездное заседание правительства Свердловской области, посвященное конфликту местных мусульман, который привел даже к нескольким дракам в городской мечети. Верующие не поделили дом Аллаха — старую мечеть, построенную еще в XIX веке.
|
---|
Активные последователи ислама обвинили часть прихожан в отходе от норм традиционного ислама, для чего потребовали сменить имам-хатыба на своего. В ответ активистов объявили представителями радикального ислама.
Городские власти старались не вмешиваться, ведь вопрос здесь не только юридический, но и религиозный — тонкая материя. Но под нажимом областных чиновников администрации Красноуфимска все-таки пришлось вмешаться в конфликт жителей, возникший на религиозной почве.
|
---|
«Мы сами с удивлением узнали, что у нас тут экстремисты», — неофициально признаются чиновники администрации Красноуфимска. |
Попытка захвата мечети произошла после того, как в 2009 году религиозная организация мусульман «Махалля», за которой числился этот дом Аллаха, прекратила свое существование. Несмотря на это, обряды в мечети продолжились. А в 2010 году мусульмане, которых теперь обвиняют в радикальных взглядах, зарегистрировали свою организацию — «Изге Гамаль» («Добрые дела») и через суд попытались заявить свои права на мечеть. Служители Фемиды их требования не удовлетворили. Но фактически мечеть и ее нынешний имам Хабибула Фазлеев оказались под контролем представителей «Изге Гамаль».
Обо всех этих событиях мы узнали от одного из прихожан мечети. Он просит не упоминать его имени, потому что боится расправы со стороны «активных мусульман».
— У нас в мечети уже было несколько драк. Эти бородачи — крепкие, молодые ребята — не уважают никого, кроме своих «братьев». Имам мечети Хабибула Фазлеев в силу своего возраста не может им противостоять, идет у них на поводу, активно с ними сотрудничает, передал им ключи от мечети. Они там стали наводить свои порядки. Многие жители Красноуфимска после этого просто перестали посещать мечеть.
Городские власти пытаются загладить конфликт с юридической стороны.
— Выяснилось, что у организации «Махалля» есть правопреемник в лице Центрального духовного управления мусульман России (ДУМР). По сути это их наследник. ДУМР изъявил желание оформить право собственности на эту мечеть и теперь занимается оформлением документов. Поэтому уже в 2016 году у мечети появится свой собственник, который будет содержать мечеть, наведет там порядок, чтобы все желающие могли справлять там обряды.
В 14 километрах от Красноуфимска, на берегах речки Баяк, стоят скромные, но крепкие дома деревни Усть-Баяк. Помимо богатой 300-летней истории, эта деревня знаменита своим хоккейным клубом, который поддерживают свердловский «Автомобилист» и казанский «Ак Барс». На форме деревенских хоккеистов арабской вязью написано название клуба «Булраг», а на эмблеме красуется звезда с полумесяцем. Все хоккеисты — мусульмане. А глава клуба Рафил Зиятдинов — имам местной деревенской мечети, которую построил на свои средства. Впрочем, себя имамом он не считает, хотя и признает, что проводит намазы. Зиятдинов активно противостоит группе мусульман, которых называют радикалами.
|
---|
После того как Зиятдинов на свои средства построил мечеть в Усть-Баяке, ему приходится оберегать ее от пришлых мусульман. |
Рафил Зиятдинов, глава мусульманской общины Усть-Баяка:
— Мы открыли свою мечеть в 1999 году. Уже тогда у нас стали появляться бородатые люди, которые говорили нам, что наша традиционная религия неправильная. Показывали нам: вот здесь вы неправы, еще где-то... То есть они, выучившись где-то за границей, приезжают к нам и объясняют, что обряды наших отцов и дедов — неправильные. Я сейчас анализирую и понимаю, что эта игиловская политика готовилась долгие годы. Они разыгрывают религиозную карту, чтобы через это развалить страну.
По словам Зиятдинова, после открытия мечети молодые мусульмане пригласили работать имамом специалиста из Узбекистана.
— Он и начал уже тогда, в 1999-м, мутить воду. Мы его тогда выгнали. Но несколько человек он успел оболванить. Сложилась определенная группа. Вокруг этих бородачей группируются бывшие наркоманы, уголовники. Там нет хороших людей. Идет сращивание криминала с религией. Мы сами стали проводить обряды. После этого к нам даже приезжал имам екатеринбургской мечети «Рахмат». Он пришел с этими бородачами, хотел выяснить, почему мы их не пускаем в мечеть. Ну мы и сцепились с ними, разодрались. Сам имам, конечно, не дрался, он разнимал.
После того как подозрительных мусульман перестали пускать в мечети, они стали проводить свои собрания в частных домах, рассказывает Зиятдинов. Они активно привлекают в свои ряды местную молодежь — школьников и студентов. Последних можно легко найти при беглом анализе соцсетей. На свои страницы они выкладывают исламские мотиваторы и многочисленные селфи в стиле Instagram Рамзана Кадырова. А еще треки, например, коллектива с говорящим названием TALIB, в чьем творчестве есть и такие строки:
«Моя мама, не печалься, моя мама, не грусти.
Я стал воином Аллаха, я на праведном пути.
Ты пойми меня, родная, что джихад прекрасен наш.
Мы ведь божии созданья, и Аллах увидит нас».
Одним из активных участников конфликта в мечети Красноуфимска стал местный житель Эдуард Афризонов. Он считается одним из лидеров группы местных мусульман, которых обвиняют в приверженности к радикальному исламу. У него внушительная борода. А перед тем как начать общение с корреспондентом Портала 66.ru, он читает молитву.
— Про нас говорят, что мы — радикалы, «бородачи» — якобы пытались захватить мечеть. Мы только хотели молиться пять раз в день в мечети. Просили: «Откройте нам мечеть». Местные — кто не знает своей религии, подключили сюда ФСБ, администрацию. В итоге права нашей общины — местного джамаата не учитывают. Мы не можем проводить намазы пять раз в день.
Деятельность Афризонова давно попала под пристальное внимание борцов с экстремизмом. Летом 2015 года у него дома проживал представитель министерства по делам религии Турции Мехмет Хасан. Тогда силовики выяснили, что четверо жителей Турции, приехавшие в Свердловскую область, указали на въездных документах бизнес-цели. На самом же деле они занимались проповедями в мечетях и домах мусульман. Когда это вскрылось, турецких проповедников депортировали с территории России.
Именно люди из ближайшего окружения Афризонова сейчас подозреваются в попытке выезда в ИГИЛ (организация, запрещенная на территории России). Как стало известно Порталу 66.ru, в октябре 2015 г. правоохранители задержали жителя Красноуфимского района Артура Юсупова. Операцию проводили сотрудники ФСБ Тюменской области. Официально в ведомстве не комментируют подробности дела. Но якобы Юсупов уже сознался в том, что совместно со своими единомышленниками из Свердловской и Тюменской областей осуществлял хищения из банкоматов. Эти средства он использовал, чтобы оказывать помощь своим «братьям», пожелавшим отправиться в ИГИЛ. В момент задержания при нем был рюкзак с личными вещами: аптечкой, картой Сирии и пр.
Примечательно, что почти через месяц в аэропорту Ростова-на-Дону была задержана супруга Юсупова Яна Хабибжанова. С ней находилась жительница Красноуфимского района Юлия Саляхутдинова вместе со своими четырьмя детьми. Все они якобы пытались попасть в ИГИЛ. Женщин и детей отпустили по домам, но их делом сейчас занимается УФСБ Волгоградской области.
— Моя жена пыталась выехать в Турцию на учебу. Ей пришлось оговорить себя, что она хотела уехать в ИГИЛ, чтобы ее выпустили с детьми домой. Сейчас ведь все, кто едет в Турцию, неважно зачем, по мнению властей, уезжают в ИГИЛ.
Васима Саляхутдинова его приближенные мусульмане называют амиром, что в исламском мире приравнено к правителю. Он запрещает себя фотографировать, ссылаясь на нормы Корана. К нему с трепетом относятся те, кого в Красноуфимске называют радикальными мусульманами. Но себя к таковым он не относит.
— Разговоры про радикалов появляются из-за человеческого невежества. Они привыкли жить в коммунизме, в атеизме. Они дальше так и хотят продолжать жить. Им не нужно, чтобы религия распространилась; чтобы молодежь дальше продолжала пить, гуляла, занималась развратом — для них это лучше, чем молиться пять раз на дню. Как верующий человек может призывать к экстремизму, к злу?
Васим — местный бизнесмен. На трассе под Красноуфимском у него работает кафе «Халяль-Аш». А рядом стоит коттедж. Местные власти считают, что в этом доме Саляхутдинов проводит тайные собрания мусульман, намазы, и по сути здание работает в качестве мечети. Сейчас администрация района ищет способы снести этот дом.
|
---|
— Почему я не могу у себя дома собираться с друзьями? А молиться нам, что, может запретить какой-то закон? Если даже местные муллы ходят в мечети только по пятницам. В остальное время мечети закрыты, где нам еще молиться?
Пускать корреспондента Портала 66.ru в свой странный дом или подпольную мечеть Саляхутдинов отказался.
Фото: Дмитрий Антоненков; 66.RU; архив 66.ru